Эпидемия не кончилась, а школы открылись. как защитить детей от ковида осенью
Содержание:
- Теперь с насморком в школу нельзя
- Выходим из дома
- «Дистанционного обучения в стране нет»
- «Уважительная причина — это медицинская справка»
- Чем еще рискуют дети, оставаясь дома без официального карантина?
- Телефон
- Проезжая часть
- А если это школа не «по прописке», могут отправить в другую — по месту жительства?
- В Министерстве образования ситуацию не комментируют
- ? Возвращение ребенка в класс после болезни
- Посторонние
- ? Что делать родителям учеников, контактировавших с заболевшим
- Что могут сделать родители?
Теперь с насморком в школу нельзя
Эпидемиологическая обстановка позволяет открыть школы, но при любых респираторных симптомах нужно оставлять ребенка дома, считает пульмонолог Василий Штабницкий.
— Чего ждать после того, как дети вернутся в школы? Оправдано ли возвращение к очной учебе?
Василий Штабницкий
— Это крайне сложно предугадать, но пока что вся история говорит нам о том, что в осеннее время наблюдается повышение, скачок заболеваемости респираторными инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем. Появляется много организованных коллективов — школы, детские сады, институты. Также многие возвращаются из отпуска, дети приезжают из летних лагерей. То есть это комплексная проблема.
Здесь мы ничем не можем спастись. Но обратная сторона этого в том, что общество должно функционировать, в том числе учиться и работать.
Учитывая более-менее благоприятную эпидемиологическую обстановку, такое обучение возможно.
Мы взвешиваем все «за» и «против». Пока что реальность такова, что до появления суперэффективной вакцины от коронавируса надо подождать и, скорее всего, массовое ее применение возможно будет не раньше следующего сезона.
Ждать в изоляции — не совсем правильная тактика. Мне кажется, что детям можно начать ходить в школу. При том, что у нас сейчас есть отработанные инструменты диагностики, хорошая система мониторинга заболеваемости, несколько тестов, которые широко доступны. То есть приближающуюся волну коронавируса мы сможем распознать и принять какие-то меры, в том числе закрыть снова школы на карантин.
— Какие меры можно применить в школах, чтобы снизить для детей риски заражения?
— Пошире раздвинуть парты для соблюдения дистанции, проводить занятия в масках, ограничить передвижение детей по школе, возможно, проводить перемены в классах, не выпуская детей в коридор.
В случае проявления любых респираторных симптомов нужно проинформировать медиков, а самое главное — не идти в школу. Это касается как детей, так и учителей.
Если раньше родители могли отправить ребенка с насморком в школу и это не считалось чем-то особенным, то теперь такую роскошь мы себе позволить не можем, поскольку это может привести к вспышке коронавирусной инфекции в школе, потом, возможно, даже в более глобальном масштабе — в районе или городе.
— Не вредно ребенку целый день сидеть в маске?
— Не вредно. Маска никаким образом навредить не может, кислород она не перекрывает, никаким образом не ухудшает состояние ни детей, ни взрослых. Исключение составляет тот случай, что у человека есть аллергия на компоненты маски.
— Есть ли смысл регулярно тестировать школьников на ковид?
Карантин закончился — а как же вторая волна? Онколог Михаил Ласков — о том, как к ней подготовиться
— Массовое тестирование не спасает коллективы. В целом в этом нет большого смысла, но при этом может возникнуть колоссальная нагрузка на здравоохранение.
— О чем стоит помнить родителям, если ребенок заболел?
— В целом дети болеют коронавирусом гораздо легче, чем взрослые, и, как правило, переносят его как обычное ОРВИ. У детей нет высокого риска летального исхода при коронавирусе.
Есть отдельное состояние, о котором надо знать, но оно случается крайне редко, в единичных случаях, — это Кавасаки-подобный синдром. Это единственное осложнение у детей, которое может оказаться значимым.
Его симптомы — сильная лихорадка, которая не снижается самостоятельно, может быть боль в животе и какие-то неврологические проявления, например, раздражительность, покраснение сосудов глаз, появляется характерная сыпь на туловище, а иногда и в области промежности. Заболевание чем-то похоже на скарлатину, и появляются признаки, характерные при ней — красные сухие губы, воспаленное горло, малиновый язык, увеличенные шейные лимфоузлы.
Но не стоит искать это заболевание у каждого ребенка, это осложнение появляется в единичных случаях.
Выходим из дома
Перед тем, как ребенок совершит свой первый «автономный выход», тщательно отрепетируйте каждый шаг. Если он выходит из квартиры один, пусть посмотрит в глазок – нет ли кого на площадке и не слышны ли голоса. Объясните, что открывать дверь можно, только если за ней никого нет.
Пусть ребёнок при вас закроет дверь и сразу спрячет ключ от посторонних глаз. Например, во внутренний карман рюкзака. Проследите, как он выходит из подъезда. Кстати, если квартира расположена на одном из первых этажей, спускаться лучше пешком – лифт может сломаться, в нём может оказаться какой-нибудь «нехороший дядя» и так далее.
Статья по теме
В школу можно не ходить? Дистанционное обучение уже практикуется
Выйдя на улицу, вместе пройдите с ребёнком всю дорогу до школы
Сконцентрируйте внимание на потенциально опасных местах. Во дворе это парковочные места, с которых резко может сдать назад какой-нибудь автомобиль, а также внутридворовые проезды, по которым многие автомобилисты гонят, невзирая на знак «Жилая зона»
Поэтому объясните, что проходить через двор нужно только по пешеходной дорожке, а пересекать места, где ездят автомобили, можно только убедившись, что их нет.
«Дистанционного обучения в стране нет»
Но как быть родителям, которые воспитывают детей из группы риска? Мама шестерых детей из агрогородка Чернавщицы (Брестская область) очень переживала по поводу коронавируса. Один ребенок у нее с инвалидностью, у второго — есть ограничения на прием лекарств в связи с кожным заболеванием. Мама хотела оставить всех детей дома, но ей не разрешили.
Женщина даже обращалась с вопросом посещения школы к заместителю председателя местного исполкома и получила ответ: дети могут учиться дома по индивидуальному плану. Правда, с решением проблемы мама опоздала: у одного ребенка уже подтвердился коронавирус. «Притащил из школы», — говорит мама.
Директор сельской школы Татьяна Синявская повторила слова коллег о том, что дистанционного обучения в стране нет. Поэтому единственная возможность оставить ребенка дома — это написать заявление на обучение по индивидуальному плану.
— Ребенок учится самостоятельно дома, а мы устанавливаем дни, когда он должен прийти в школу для сдачи зачетов. Когда родители мне звонят, я рассказываю об этом варианте, но их это не устраивает. Они хотят, чтобы с детьми занимались педагоги, как это у нас налажено с детьми-контактами первого уровня. Эти ребята получают задания, которые размещаются на сайте учреждения образования — выполняют их и присылают учителям.
— А почему для тех, кто боится отправлять ребенка в школу, не сделать такую же систему? — спрашиваем.
— У меня как у директора школы нет таких полномочий. Это должно быть решение главного управления образования Брестской области либо Министерства образования.
По мнению директора, серьезных проблем с заболеваемостью в школе нет. Отсутствует около 10% детей — многие дома с ангинами, ОРИ, отитами, то есть проблема не только в коронавирусе. Среди 60 педагогов у 5 подтвержден диагноз COVID-19. Татьяна Синявская считает, что это некритично.
«Уважительная причина — это медицинская справка»
Родители, в свою очередь, говорят о том, что ситуации у всех разные, и школа обязана предусмотреть возможность обучения детей дома. В 21 гимназии Минска у мамы одной из учениц не приняли заявление «по эпидемиологическим причинам» и устно отказали перевести ребенка на индивидуальный план. Вместе с другими родителями мама ходила на разговор к завучу, но вопрос пока не решен.
— Я одна воспитываю ребенка, у меня нет родственников, и я опасаюсь за свою жизнь. Если ребенок легко перенесет коронавирус, то я — не факт. А я вижу, как сейчас в школах все происходит — весь класс, если кто-то заболеет, на изоляцию не отправляют, только несколько парт. Учителя постоянно меняются, преподаватели музыки, физкультуры, английского — они же все могут быть переносчиками. Я не чувствую себя в безопасности.
Дома ребенок находится уже три недели. Минчанка записала дочку в онлайн-школу, чтобы не было проблем с успеваемостью. После каникул хотела, как обычно, написать заявление об отсутствии ребенка, но бумагу не приняли. Пришлось отправить на почту «уведомление» о том, что дочка не будет ходить на занятия.
— В школе нам сказали, что в данный момент карантина нет, все дети должны вернуться в школу. А индивидуальный план подходит только детям с особенностями с развития, и нам в нем отказали. Намекнули, что если мы не согласны, можем забирать документы. Если в ближайшее время ничего не решится, я заберу дочку из школы — пусть учится онлайн, хотя, конечно, не хотелось бы, — говорит мама.
Заместитель директора гимназии Инна Маклакова подтвердила, что отсутствовать на занятиях теперь можно только по уважительной причине, то есть с медицинской справкой.
— Дистанционное обучение объявляется только Министерством образования и Министерством здравоохранения. Во второй четверти у нас дети учатся в обычном режиме — все должны сесть за парты. Уважительная причина — это медицинский документ, во всех остальных случаях дети должны прийти в школу. Что касается индивидуального плана, то согласно положению об общем среднем образовании на такую форму обучения мы можем перевести детей на основании веских причин и оправдательного документа. Это может быть медсправка (бывают разные ситуации), или документ, подтверждающий, что это одаренный ребенок, — так пояснила строгие правила специалист.
Отсутствуют в гимназии после каникул 11% учащихся — в целом по болезням, а не только из-за коронавируса, отдельно подчеркнули в школе.
Чем еще рискуют дети, оставаясь дома без официального карантина?
— Во-первых, есть определенные риски остаться на второй год в случае непрохождения аттестации. Во-вторых, у нас действует Декрет № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». В 2019 году было принято Постановление Совета министров №22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении». В П. 1. говорится о родителях, которые не удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка (детей), и там есть пункт о «препятствии получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)».
Запустить работу по механизму СОП не так просто — это довольно трудоемкая задача для руководства школы. Но если это будет делом принципа, вполне возможно, что ребенка, который не ходил в школу, могут признать находящимся в социально опасном положении.
Вывод: Если школа грозит СОП, стоит задуматься и попробовать донести свою позицию до руководства школы с четкими аргументами, почему вы считаете важным оставить ребенка дома и таким образом защищаете его интересы. Или же действовать сообща с другими родителями, поскольку признать половину класса находящимися в социально опасном положении органам опеки будет сложно.
Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.byЕще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!
Телефон
Если у ребенка ещё нет сотового телефона, обязательно снабдите его «трубкой». Запрограммируйте «горячие клавиши» на номера обоих родителей, бабушек-дедушек и близких друзей или родственников, которым ребенок сможет позвонить одним касанием. Регулярно следите за зарядом аппарата, чтобы его гарантированно хватило до конца дня.
Приучите ребенка к контрольным звонкам. «Я вышел из подъезда» и «я пришёл в школу» должны стать обязательными. Как и сообщения о выходе на обратную дорогу и возвращении домой. Кроме того, если путь туда-обратно занимает много времени, можно договориться, что ребенок будет вам звонить с какой-нибудь контрольной отметки, расположенной на полпути. Так вы всегда будете иметь представление, где находится ваше чадо.
Однако ребенок должен проследить, чтобы в момент звонка рядом не было посторонних. Сотовый телефон, а особенно смартфон в руках у ребенка делает его привлекательной и легкой добычей грабителей.
Вообще, приучите ребенка к понятию «быть на связи», то есть откликаться на ваши звонки при любой возможности и периодически извещать вас, что у него всё хорошо. Например, с перемен между уроками.
Проезжая часть
Следующее по-настоящему опасное место, без всяких «потенциально» — это проезжая часть. Если путь в школу возможен через подземный переход – ребёнок должен идти только через него, даже если такой маршрут займёт больше времени. Объясните, что отныне ребёнок будет ходить только по нему, даже если опаздывает.
При всех своих несовершенствах, таких как скользкие ступени или недоступность для маломобильных граждан, подземные переходы имеют один несомненный плюс – стопроцентно избавляют от угрозы ДТП на оживлённых перекрестках.
Учёба из-под палки. Почему современные дети и родители так ненавидят уроки
Подробнее
Если есть только наземный переход, то вместе с ребенком пройдите по нему несколько раз. Сделайте акцент на том, что начинать движение можно не просто когда загорится «зелёный», а когда проедут все машины, не успевшие проскочить через перекрёсток, и только убедившись, что остальные автомобили пропускают пешеходов.
А если это школа не «по прописке», могут отправить в другую — по месту жительства?
— В Кодексе об образовании про закрепление детей за школами по месту проживания ничего не говорится. Об этом упоминается только в Положении о порядке организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.11.2006 № 1493). Кроме того, местные исполкомы/администрации принимают решения о закреплении микрорайонов за учреждениями образования.
Важно понимать, что эти нормативные акты приняты в первую очередь с целью учета всех детей по месту проживания для предоставления им мест в школах. Ни один из этих документов не требует, чтобы ребенок ходил именно в ту школу, которая закреплена за местом его проживания
Соответственно, и исключить ребенка из школы до окончания базового образования (до 9-го класса включительно) нельзя на том основании, что он не относится к ней по прописке.
Конечно, родителей могут вынуждать забрать документы, аргументируя тем, что ребенка вообще не обязаны были сюда брать учиться, но закон в этом случае на стороне школьника.
Если же ребенок перешел в 10-й класс, ситуация меняется. У родителей могут потребовать забрать документы из школы, если ребенок отсутствовал 30 дней и более без уважительной причины или из-за неуспеваемости.
Вывод: До окончания базового образования эти вопросы не должны вас волновать, а вот старшеклассникам опять же стоит к посещению школы относиться внимательнее (если вам важно окончить учебу именно в этом учреждении образования).
В Министерстве образования ситуацию не комментируют
До начала каникул в Министерстве образования сообщали, что занятия в школах посещают 87% детей, поэтому вводить дистанционное обучение не планировалось. После осеннего перерыва мы обратились в пресс-службу с вопросом, сколько детей вернулись на уроки. Оперативно предоставить цифры специалисты не смогли. Вопрос, могут ли родители сейчас писать заявление на отсутствие ребенка в связи с эпидемиологической обстановкой, также остался без ответа. В Министерстве образования говорят, что эти вопросы сейчас курируют медики.
Напомним, 30 октября Минздрав опубликовал очередное постановление касательно мер профилактики COVID-19. В нем говорится о том, что учреждения образования должны сообщать администрациям районов о 30% заболевших — для того, чтобы оперативно принять решение о точечном карантине.
Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.byЕще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!
? Возвращение ребенка в класс после болезни
Если у ребенка проявились первые признаки коронавируса, то список рекомендаций здесь стандартный. Например, с рекомендациями можно ознакомиться на сайте Департамента образования и науки Москвы, они не будут отличаться в зависимости от регионов:
- при проявлении первых признаков коронавирусной инфекции ребенок должен оставаться дома;
- родители или законные представители ребенка обязаны вызвать врача из участковой поликлиники;
- в том случае, если у врача возникают подозрения на то, что ребенок действительно болен коронавирусной инфекцией, он направляет ребенка на тестирование для выявления наличия или отсутствия вируса в крови;
- если результат теста оказывается отрицательным, лечение проводится по стандартной для ОРВИ схеме, а на «выходе» дается справка о том, что ребенок переболел ОРВИ;
- если же речь идет о подтвержденном заболевании коронавирусом, то ребенок проходит лечение в соответствии с «ковидной» схемой, а дома он находится столько времени, сколько указано в предписании Роспотребнадзора, которое выдано родителям такого ребенка.
В том случае, если у ребенка не подтвердился тест на коронавирус, он остается дома до полного выздоровления. И справка, которая предоставляется в школу, является обычной – такой же, как оформляется при заболевании ОРВИ либо другим заболеванием.
Требовать, как в случае с читателем, справку о том, что у ребенка не было контакта с больными или он сам не заболел вирусом, никто не имеет права. Но только при условии, что у ребенка не было действительно симптоматики коронавирусной инфекции. А это определяет врач. Если такая симптоматика была, то предоставить справку об отсутствии коронавируса придется, а также справку об отсутствии контактов с больными.
Как вы относитесь к требованиям о предоставлении справок об отсутствии вируса или контактов с заболевшими?
Положительно – нормальное правомерное требованиеОтрицательно – все равно эти тесты не покажут стопроцентной картиныНапишу свое мнение в комментарии
Выписка и возвращение в школу, если коронавирус подтвердился
Если коронавирус у ребенка все-таки подтвердился, то он должен, кроме прохождения процедуры лечения по «схеме», также сдать ПЦР-тестирование. Оно проводится на 8-10 день течения заболевания. И уже на основании его результатов лечащим врачом будет принято решение о том, каким образом будет происходить дальнейшая выписка и выход ребенка в школу.
Отдельно в таком предписании указывается тот период времени, который ребенок должен находиться на самоизоляции после получения отрицательных результатов тестов. Выход в школу будет осуществлен только после того, как этот период будет завершен.
Посторонние
Вопрос взаимодействия с незнакомыми людьми, пожалуй, даже более важен, чем правила дорожного движения и прочее. До ребёнка нужно донести раз и навсегда: ни с каким посторонним человеком, даже если это сосед или ваш знакомый, ни при каких обстоятельствах никуда идти нельзя! Посторонний может позвать посмотреть котят (щенков, хомячков), предложит купить чудо-игрушку, сходить в кино и т.д. Может даже назвать вашего ребенка по имени, сказать, что он ваш родственник (коллега), что его попросили забрать мама или папа – на все посулы ребенок должен уметь сказать категоричное «нет!» И в любой ситуации, когда у него появляется хоть тень сомнения, немедленно звонить вам.
Челябинцы сняли социальный ролик о безопасном пути в школу
Подробнее
Пока не дошло до настоящей беды, можете провести проверку: договориться с кем-нибудь из своих знакомых, которых ребенок не знает, чтобы те попробовали увести его при выходе из школы. Например, назвать по имени и предложить подвезти до дома. Даже назвать ваш адрес. Если ребенок не «клюнул» и тут же перезвонил вам, значит, беспокоиться не стоит. Но если он не прошёл проверку, то следует тут же провести «профилактическую беседу» и объяснить, что в следующий раз такое общение с посторонним может закончиться плачевно. Обычно такого урока хватает на всю жизнь.
Отрепетируйте с ребенком действия при прямом физическом воздействии. Например, если его хватают за руку и насильно куда-то тащат. В этом случае ребенок должен громко кричать заранее заученную фразу. Например, «Помогите, я не знаю этого человека!» или «Это не мои родители!»
Объясните, что в таком случае самое главное – максимально привлечь к себе внимание окружающих. А запугивания, которые могут сопровождать действия незнакомца, всего лишь блеф – убивать ребенка прилюдно никто не будет
? Что делать родителям учеников, контактировавших с заболевшим
Родители учеников, которых перевели на карантин, без признаков ОРВИ не должны соблюдать режим самоизоляции. Но они также не вправе остаться с ребенком дома на больничном.
Сдавать тесты родители вправе по собственному желанию или по назначению врача (при наличии признаков инфекции).
Если школьника отправили на карантин, то родителям не предоставляют больничный. Связано это с тем, что больничные предоставляются только в случае объявления таких мероприятий в детском саду.
Роспотребнадзор должен вынести всем контактировавшим с больным лицам предписание об обязательном соблюдении самоизоляции. Если такого предписания нет, то можно продолжать ходить на работу в обычном режиме.
Возвращение в школу после болезни. Нюансы в отношении коронавируса, необходимые справки
Читать
Бесплатное лечение от коронавируса в Москве. Кто и как может получить лекарства
Подробнее
Карантин в детском саду. Продолжительность, правила приема детей
Смотреть
Что могут сделать родители?
Любые рекомендации и меры предосторожности бессмысленны, если их важность не осознается участниками процесса. Во время пандемии последствия мир наблюдал на примере стран, население которых не смогло адекватно оценить угрозу. Поэтому «усиленная работа по гигиеническому воспитанию» из рекомендаций Роспотребнадзора равным образом относится как к педагогам, так и к родителям
Поэтому «усиленная работа по гигиеническому воспитанию» из рекомендаций Роспотребнадзора равным образом относится как к педагогам, так и к родителям.
Фото: Shutterstock
Как родителям подготовить себя и ребенка к новым реалиям учебы? Вот несколько рекомендаций:
Напоминайте о правилах гигиены. Прежде всего, объясните наглядно, для чего нужно мыть руки и соблюдать социальную дистанцию. Если ребенок не понимает смысла правил, он не будет их соблюдать
Лучше ежедневно подтверждать важность гигиены на собственном примере. Можно показать специально созданные для детей «мультфильмы про коронавирус».
Обеспечьте ребенка необходимыми средствами безопасности
Даже если в школах появятся дозаторы с дезинфицирующим гелем, лучше снабдить школьника личным антисептиком. Каждый день кладите в рюкзак новую маску. Это особенно важно, если ученик должен добираться в школу и домой на общественном транспорте.
Избегайте очереди на входе. Старайтесь приезжать в школу заранее — так можно избежать очередей при измерении температуры. По возможности не заходите в школу, чтобы не затруднять пропускной поток.
При необходимости оставайтесь дома. Если у вас, вашей семьи или ребенка замечены признаки респираторных заболеваний, оставайтесь дома и обращайтесь к специалисту. Не нужно рисковать здоровьем других детей и учителей.
Будьте готовы к цифровому взаимодействию. Необходимость снижения до минимума физических контактов приведет к тому, что часть социальных контактов будет переведена в дистанционный формат, например, общение всех членов образовательного процесса (родителей, учителей, администрации школы). Такое мнение выразили эксперты отрасли во время конференции «Августовка Учи.ру». Так, за период самоизоляции цифровые родительские собрания уже показали свою эффективность — высокую «явку» на онлайн-встречи, быструю обратную связь между учителями, учениками и родителями. Чтобы общение было эффективным, участникам придется осваивать цифровой этикет: например, строго соблюдать тематику обсуждения, правильно формулировать и адресовать вопросы.
Будьте терпимы по отношению к учителям. У них кратно возросла нагрузка, связанная не только с подготовкой к урокам, но и с проверкой домашних и контрольных работ в дистанционном формате. Это иной вид деятельности, который сейчас все чаще относят к «цифровой дидактике». Период пандемии показал, что впечатление от дистанционного обучения и качества образования было тем выше, чем лучше была налажена коммуникация учителей и родителей.
Следующий учебный год потребует много усилий как со стороны администраций школ и учителей, так и самих школьников и их родителей
Важно понимать, что соблюдение правил в условиях COVID-19 — не локальная норма, а общепринятая непрерывная практика. Успех школьной системы будет зависеть и от гибкости всех заинтересованных сторон, умения находить общий язык и при необходимости переключаться между онлайн- и офлайн-каналами общения и учебы