Когда в россии откроют школы и детские сады после карантина?

Цифровое неравенство

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирный банк, рассматривая будущее цифрового и онлайн-обучения в школах, пристальное внимание уделяют вопросам образовательного неравенства. И все чаще в выступлениях экспертов встречается термин «цифровое неравенство»

Еще недавно казалось, что цифровизация школьного образования – это прямой путь к обеспечению равенства возможностей для всех школьников, независимо от мест их проживания и учебы, но сейчас эксперты оценивают ситуацию уже не столь оптимистично. Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Инобра ВШЭ, так характеризует реалии: 

Отсутствие в некоторых семьях компьютеров и планшетов, а также доступа в интернет усугубляет цифровое неравенство. Один компьютер на семью с двумя-тремя детьми школьного возраста тоже, по понятным причинам, не решит проблему. Если семья не в состоянии купить необходимое для онлайн-обучения оборудование, то государство, гарантирующее доступность образования, должно предоставить все необходимое.

В период пандемии значительная часть детей останется без поддержки, и для них это будет потерянное время. Таким образом, заключает эксперт, если государство не осознает масштаб проблемы, не даст поручения и не выделит требуемые бюджеты, образовательное неравенство в стране продолжит расти. Вот такой неутешительный прогноз, подтверждающий наши наблюдения: портал ActivityEdu писал и о причинах появления неравенства, и о недостаточности выделяемых бюджетных средств на образование, и о стремлении талантливой, деятельной, жаждущей самореализации молодежи в крупные города и столицы.

Такой показатель, как количество квадратных метров на одного человека, не имеет отношения к цифровизации, но мы же прекрасно понимаем, что невозможность организации полноценного рабочего места для ребенка дома будет приводить к усилению негативных тенденций. По обеспеченности жилплощадью Россия заметно уступает странам Европы и Северной Америки, и это следует учитывать, давая прогнозы о развитии дистанционного обучения.

Можно добавить, что нехватка жилплощади и постоянное нахождение в квартире большого числа людей может спровоцировать рост внутрисемейных конфликтов и домашнего насилия, причем как физического, так и психологического. Безусловно, этот вопрос детально не изучен, но для получения реалистичных оценок массового перехода на онлайн-форматы обучения нельзя игнорировать и эти факторы.

Фантастический сценарий

Всегда любопытно читать прогнозы, переворачивающие наше представление о возможных сценариях развития школьного образования, даже если они больше напоминают сюжет научно-фантастического произведения, чем строго обоснованное заключение эксперта.

Если исходить из того, что онлайн отменяет границы, то почему бы не пофантазировать и не представить, как ученик школы из отдаленного населенного пункта дистанционно учится в образовательной организации крупного города. Фантастический вариант, скажете вы? Однако ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования Института образования Высшей школы экономики (Инобр ВШЭ) Олег Федоров считает, что это вполне реально, и даже дает схематичное описание: «Базовое образование должно быть качественным в ближайшей школе к дому, а дальше начинается рыночный механизм в хорошем смысле слова. Скажем, базовая математика заканчивается в 9-м классе, а дальше начинается набор курсов и мест для их изучения по выбору. Например, тригонометрия в Президентском физико-математическом лицее №239 Санкт-Петербурга, а математическая логика в Лицее Вышки».

По мнению эксперта, это не только повысило бы качество получаемых знаний за счет конкуренции, но и сильно изменило бы отношение к школьному образованию.

Мое мнение: следует использовать открывающиеся возможности онлайн-обучения для выбора учебных курсов и мест изучения, особенно для глубокой профилизации в старших классах. Но я не представляю, как наша система учета детей и подушевого финансирования образовательных организаций справится с фактом обучения одного школьника сразу в нескольких школах, которые к тому же могут быть расположены в разных субъектах РФ. Для способных и мотивированных детей из небольших населенных пунктов это отличная возможность учиться у педагогов из лучших школ страны, а для региональных управлений и департаментов образования – фактически неразрешимая организационная задача по учету и контролю.

Чего ждать от воспитательных программ

На последних заседаниях весенней сессии Госдума и Совет Федерации приняли закон о воспитании, автором которого стал президент России Владимир Путин. Документ тоже вступает в силу с 1 сентября. По нему во всех школах должны будут разработать рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, взяв за образец примерные программы. К работе при желании смогут подключиться советы обучающихся, советы родителей и представительные органы обучающихся, если такие есть. К 1 сентября 2021 года планы должны быть готовы.

Примерное направление, что нужно прививать ученикам, дано в самом законе. Воспитание должно быть направлено на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации учеников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Кроме этого, воспитание будет заключаться в том, чтобы сформировать у учеников чувство патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, а также взаимное уважение, бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа России, природе и окружающей среде.

У учителей уже появились мысли, как это можно реализовать на практике. На Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Территория смыслов» глава Комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко попросила молодых педагогов поделиться своим опытом

Ни один из них не сказал, что нужно посадить детей за парты и рассказывать им, как важно быть патриотом. В основном ставку делают на вовлечение учеников в активные занятия

Например, Светлана из Оренбурга рассказала о квесте «На безымянной высоте», посвящённом Великой Отечественной войне, который проводили вместе с поисковыми отрядами и волонтёрами-медиками. После программы гораздо больше детей стали интересоваться историей Войны, в том числе тем, кто и как воевал в их семьях.

По мнению Инны Святенко, одним из главных направлений должно стать краеведение, потому что патриотическое воспитание невозможно без понимания своей малой родины. «Я родилась в Ростовской области, в городе Таганроге. И я знаю каждую улицу в своём городе и горжусь своими соотечественниками. А это Антон Павлович Чехов, это Фаина Раневская», — рассказала сенатор на форуме

Также, по её мнению, важно, что в разработке воспитательных программ смогут принять участие родители

Кому надо будет носить маски

Новый учебный год будет для школьников более уединённым, чем обычно. Из-за эпидемии коронавируса Роспотребнадзор и Минпросвещения порекомендовали учебным заведениям не устраивать массовые мероприятия, а факультативы проводить онлайн. Кроме этого, пускать в библиотеку, спортзал и актовый зал одновременно будут только один класс, а в столовую дети станут ходить по специальному расписанию, чтобы не собираться в одном месте всем скопом.

Традиционные линейки 1 сентября проводить разрешили, но только по классам или параллелям и на открытом воздухе. Родители при этом должны быть в масках. Окончательное решение за регионами, и если власти откажутся от «живых линеек», будут выбраны иные форматы, отмечал министр образования Сергей Кравцов. В столице решено линейки не проводить.

К занятиям не допустят учеников и учителей с признаками ОРВИ. Чтобы выявить заболевших, администрации школ должны организовать «входные фильтры» и измерять всем пришедшим температуру. В зданиях должен быть антисептик для рук, кроме того, должны работать обеззараживатели воздуха.

Что касается масок, их будут обязаны носить только сотрудники столовых. Ни к детям, ни педагогам это требование не предъявляется. Несколько дней назад СМИ сообщили, что маски должны будут надевать и учителя, но в Минпросвещения опровергли эту информацию. При этом власти регионов могут по-своему решить вопрос об обязательном использовании средств защиты педагогами, пояснили в министерстве.

Много вопросов отпадут сами собой, если Минпросвещения честно скажет:

Проблемы на карантине в школах России из-за коронавируса

Как оказалось, ни школы, ни ученики с родителями к таким испытаниям не готовы. Ответственность за освоение учебной программы школами переложено на родителей.

Подкачала техническая оснащенность с обеих сторон. У многих детей дома просто не оказалось компьютеров или ноутбуков, а если и были, то не в достаточном количестве. Например, в семьях где двое или трое учеников, а еще если кто-то из родителей должен работать в удаленном режиме – то техники явно не хватает.

Некоторые дети имели возможность онлайн-обучения только с помощью смартфона. Решения этой ситуации были разные. Если в некоторых школах было принято выдать для дистанционного обучения компьютерную технику из классов информатики, то в Санкт-Петербурге попросили скинуться техникой горожан, в количестве 17 тысяч планшетов или ноутбуков.

Еще одна проблема в отсутствии домашнего безлимитного интернета или недостаточная его скорость. Лимитированный интернет с маленьким количеством трафика. При дистанционном обучении в день тратится от 2-х до 3-х Гб, т.е. при лимите в 30 Гб его хватит только на 10 дней, затем придется докупать, а это не дешево. Родители жаловались на то, что не могли долго подключиться к урокам или связь прерывалась во время занятий.

Были сложности зайти в электронный дневник, не то что выполнять задания. В первый же день обучения, когда все попытались войти в электронный дневник, тот просто обрушился, так как не был рассчитан на такую нагрузку. То же самое произошло и с онлайн-ресурсами. Некоторые учителя выходили из положения проводя уроки с помощью месенжеров.

Возросшая нагрузка на детей очень взволновала родителей. В основном видео уроки заменили на домашние задания. Дети вынуждены самостоятельно изучать материал. А так как это не у всех получается, то в роли репетиторов выступили родители. Но хорошо если на предприятиях им дали отпуск, а как быть тем, кто вынужден работать? Если раньше дети приходили со школы довольные и веселые, то в настоящее время вынуждены сидеть за компьютерами до позднего времени пытаясь выполнить все задания, которых стало в разы больше.

Ощутив на себе все прелести карантина в школе и домашнего обучения дети начали проситься назад в свои любимые классы.

Работа дошкольных образовательных учреждений

Что делать с ДО после окончания пандемии

Доля людей, считающих, что дистанционную форму обучения в школах после окончания эпидемии необходимо оставить в качестве основной, невелика: даже среди самых технически продвинутых участников образовательного процесса она не превышает нескольких процентов. Примерно поровну разделились голоса тех, кто полагает, что «дистанционку» следует использовать только в экстренных случаях, и сторонников смешанных форм обучения – традиционных и онлайн.

Если говорить не о будущем, а о настоящем, то опросы показывают скептическое отношение респондентов к ДО: более 90% учителей уверены, что онлайн-обучение не способно заменить традиционные уроки; почти 40% родителей считают «дистанционку» каникулами; две трети детей мечтают поскорее вернуться к привычному режиму. Кроме того, почти 80% педагогов отметили, что работы с переходом на дистанционное образование стало больше.

Говорить о каких-то однозначных тенденциях и делать общие выводы, конечно, еще рано, но кажется вероятным, что в будущем онлайн-форматы, как и сейчас, будут активно использоваться, особенно в тех случаях, когда их применение дает преимущество. Выполнить онлайн несколько тестов и получить мгновенную обратную связь, чтобы понять, какие темы нужно подтянуть? Прекрасно. Заниматься дистанционно с опытным педагогом из другого города, поскольку в твоем населенном пункте нет профильных классов по нужному предмету? Отличный выход. Но зачем использовать платформу, в которую просто закачаны отсканированные страницы обычных школьных учебников? Низкое качество электронных материалов – один из сдерживающих факторов перехода к онлайн-формату.

Что войдёт в бесплатные завтраки для младшеклассников

С 1 сентября вступает в силу закон, по которому ученики младших классов в государственных и муниципальных школах будут получать горячее питание. Если ребёнок учится в первую смену, ему приготовят завтрак, если во вторую — обед, это установлено СанПиНом, который утвердили к этому закону. Там же можно прочесть, какие блюда могут предложить ребёнку. В завтрак должны входить хлеб, напиток и горячее блюдо, например, отварная кукуруза и омлет или мясные биточки с макаронами.

Еду для учеников с 1 по 4 класс будут оплачивать за счёт бюджетов разного уровня. Субсидии на питание детей уже выделили всем регионам, сообщили в Минпросвещения 20 августа.

Но начать бесплатно кормить детей горячим смогут только в тех школах, в которых есть нужная инфраструктура, в первую очередь, пищеблок. В 58 регионах страны готовы обеспечить питание младшеклассников все школы, а в остальных регионах — 75 процентов школ, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании у президента. Оснастить всем необходимым для горячего питания детей оставшиеся школы должны до 1 сентября 2023 года.

Антинаркотические проверки проведут по новой методике

В этом году традиционно пройдут профилактические осмотры учеников старше 13 лет. Их устраивают, чтобы выявить употребление детьми наркотиков, но не во всех школах сразу, а в тех, которые определяют региональные власти в сфере медицины и образования.

Сам осмотр будет проходить так же, как и раньше. Его проводят, если на это согласятся родители ребёнка младше 15 лет или сам ученик, достигший этого возраста. На осмотр дети приходят в медицинскую организацию, где с ними беседуют о вреде наркотиков, осматривают, берут у них пробы мочи.

При этом с начала учебного года по новому приказу Минздрава изменится методика исследований. Анализ должны будут провести в течение двух часов после того, как взяли пробу, и обязательно проверить её на девять групп наркотических и психотропных веществ. Кроме этого, если психиатр-нарколог выявит хотя бы три признака, что у ребёнка есть зависимость, пробы отправят на дополнительный анализ даже в том случае, если предварительное исследование не выявило наличия запрещённых веществ в моче.

После того, как исследования завершат, их результаты разъяснят родителям ученика или ему самому, если ему уже есть 15. Если в организме ребёнка обнаружат запрещённые вещества, врач, заручившись письменным согласием ребёнка или его родителя, выдаст направление в наркодиспансер.

Отсутствие методик и технологий

Ректор Московского государственного педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко полагает, что одно из препятствий на пути перехода из офлайна в онлайн – это отсутствие апробированных технологий работы с цифровым контентом.

С ректором МГПУ соглашается научный руководитель Инобра ВШЭ Исак Фрумин, заметивший, что все мы увидели, «куда было бессмысленно вкладывать деньги». По его словам, «очень много тратилось на цифровизацию контента, учебники, а сейчас оказалось, что этого контента очень много, а цифровых помощников, тренажеров слишком мало».

А учат ли сейчас студентов педагогических вузов методике проведения дистанционных занятий с применением современных сервисов и инструментов, таких, к примеру, как Zoom, ЯКласс или Google Класс? Многие ли в вузах способны научить будущих учителей эффективному проведению не только традиционных уроков, но и занятий в онлайн-формате? 

Пока, разумеется, поиск методик происходит «на ощупь», и едва ли кто-то возьмется утверждать, что те занятия, которые сейчас спешно разрабатывают и проводят учителя, в полной мере учитывают психолого-возрастные особенности школьников, строго соответствуют требованиям СанПиН и ФГОС, а также безукоризненно формируют универсальные учебные действия. Но кто посмеет бросить в них за это камень?

Возможно, разработка методик и технологий дистанционных занятий, как и переработка учебных программ в педвузах, – это одна из насущных задач ближайшего будущего.

Спуститься на грешную землю

Можно поразмышлять еще о многих изменениях, которые с большой вероятностью произойдут в школе. О том, например, что при традиционных формах обучения самыми важными считались вопросы: «Как учить?» и «Как контролировать?», в то время как в будущем возрастет значимость совсем других: «Как заинтересовать?» и «Как мотивировать?».

Возможно, со временем я попытаюсь найти ответы и на эти вопросы, но завершить статью мне хотелось бы сообщением, которое опубликовал в социальной сети «Фейсбук» Раушан Валиуллин, учитель истории средней общеобразовательной школы №24 с углубленным изучением отдельных предметов города Набережные Челны:

Все-таки очень важно иногда отвлекаться от приятных и необременительных прогнозов о будущем школьного образования и спускаться на грешную землю. P

S. О том, что думают о дистанционном обучении педагоги, в чем проявляется и к чему приводит цифровое неравенство, с какими трудностями столкнулись школы и какая нужна помощь от государства, вы можете прочитать в статье «Образование под ударом коронавируса: трудности школ и мнения педагогов»

P. S. О том, что думают о дистанционном обучении педагоги, в чем проявляется и к чему приводит цифровое неравенство, с какими трудностями столкнулись школы и какая нужна помощь от государства, вы можете прочитать в статье «Образование под ударом коронавируса: трудности школ и мнения педагогов».

Обучение в удаленном режиме. Решит ли оно проблемы успеваемости или создаст новые?

При существующем режиме Минпросвещение решило ввести дистанционное обучение. Но как организовать такую систему, не знают даже в школах. Считают, что молодые учителя быстрее адаптируются в новой обстановке. Однако и они не представляют, как будет проходить учебный процесс.

Ученый комитет предлагает воспользоваться государственно платформой РЭШ или частным сервером (например, ЯКласс). Но большинство педагогов против данной системы, так как считают данные ресурсы не наилучшим образом проработанные.

Помимо неудобства представленных программ, предполагается большая нагрузка. Большинство платформ не справится с поставленной миссией, когда удаленно начнут заниматься миллионы учеников.

Кроме представленных проблем, предусматриваются и другие трудности, о которых рассказала Анна Маркс – руководитель Института прогрессивного образования:

*Территория России состоит не только из городов. Существует много сельских регионов, жители которых далеко не все могут похвастать наличием компьютера. А если такая техника и существует в доме, то хороший интернет возможен лишь в школах.

* Школьники младших классов не в совершенстве владеют компьютерной грамотностью. А значит, образовательный процесс будет на низком уровне.

*Удаленное образование требует других методик. Сразу перейти в режим онлайн получится не у всех учителей.

*Для старшеклассников, особенно выпускников, тяжелым испытанием окажется подготовка к экзаменам.

Таким образом, введение карантина принесло много проблем. Чиновники Министерства просвещения озадачены в последующих действиях. С одной стороны учебные недели должны быть пройдены. Стало быть, обучение нужно продолжить. Учебный год следует закончить как минимум до конца мая. В противном случае 2 миллиона выпускников не пройдут ОГЭ и ЕГЭ и не поступят в высшие и технические образовательные учреждения.

С другой стороны, если отменить карантин, то дни, проведенные ранее в самоизоляции, станут бессмысленными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector