Что такое «режим свободного посещения школы» из-за коронавируса?
Содержание:
- Теперь с насморком в школу нельзя
- Уважаемые родители!
- КАК РАБОТАТЬ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ТРЕБОВАНИЯМ СП 3.1/2.4.3598-20
- Как работают детские сады?
- Цифровое неравенство
- Чего ждать от воспитательных программ
- Как проводится тестирование учителей на коронавирус?
- Другие ограничения
- Как пройдут выпускные и последние звонки в школах России в 2021 году
- Ученики смогут посещать столовые и обращаться в медицинский кабинет, пользоваться раздевалками?
- Будут ли принудительные прививки от гриппа?
- Нужны ли особые документы для зачисления в детский сад или возвращения после каникул?
- Отсутствие методик и технологий
- Кто обязан носить маски в школе, хватит ли масок и дезинфицирующих средств? Может ли потребоваться дополнительное финансирование для соблюдения санитарных требований?
- Проблемы на карантине в школах России из-за коронавируса
- Антинаркотические проверки проведут по новой методике
- Без помощи государства не обойтись
- Катания на тракторах и выбрасывание тетрадок: как отмечают прощание со школой в разных странах мира
- Государственная итоговая аттестация и ВПР
Теперь с насморком в школу нельзя
Эпидемиологическая обстановка позволяет открыть школы, но при любых респираторных симптомах нужно оставлять ребенка дома, считает пульмонолог Василий Штабницкий.
— Чего ждать после того, как дети вернутся в школы? Оправдано ли возвращение к очной учебе?
Василий Штабницкий
— Это крайне сложно предугадать, но пока что вся история говорит нам о том, что в осеннее время наблюдается повышение, скачок заболеваемости респираторными инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем. Появляется много организованных коллективов — школы, детские сады, институты. Также многие возвращаются из отпуска, дети приезжают из летних лагерей. То есть это комплексная проблема.
Здесь мы ничем не можем спастись. Но обратная сторона этого в том, что общество должно функционировать, в том числе учиться и работать.
Учитывая более-менее благоприятную эпидемиологическую обстановку, такое обучение возможно.
Мы взвешиваем все «за» и «против». Пока что реальность такова, что до появления суперэффективной вакцины от коронавируса надо подождать и, скорее всего, массовое ее применение возможно будет не раньше следующего сезона.
Ждать в изоляции — не совсем правильная тактика. Мне кажется, что детям можно начать ходить в школу. При том, что у нас сейчас есть отработанные инструменты диагностики, хорошая система мониторинга заболеваемости, несколько тестов, которые широко доступны. То есть приближающуюся волну коронавируса мы сможем распознать и принять какие-то меры, в том числе закрыть снова школы на карантин.
— Какие меры можно применить в школах, чтобы снизить для детей риски заражения?
— Пошире раздвинуть парты для соблюдения дистанции, проводить занятия в масках, ограничить передвижение детей по школе, возможно, проводить перемены в классах, не выпуская детей в коридор.
В случае проявления любых респираторных симптомов нужно проинформировать медиков, а самое главное — не идти в школу. Это касается как детей, так и учителей.
Если раньше родители могли отправить ребенка с насморком в школу и это не считалось чем-то особенным, то теперь такую роскошь мы себе позволить не можем, поскольку это может привести к вспышке коронавирусной инфекции в школе, потом, возможно, даже в более глобальном масштабе — в районе или городе.
— Не вредно ребенку целый день сидеть в маске?
— Не вредно. Маска никаким образом навредить не может, кислород она не перекрывает, никаким образом не ухудшает состояние ни детей, ни взрослых. Исключение составляет тот случай, что у человека есть аллергия на компоненты маски.
— Есть ли смысл регулярно тестировать школьников на ковид?
Карантин закончился — а как же вторая волна? Онколог Михаил Ласков — о том, как к ней подготовиться
— Массовое тестирование не спасает коллективы. В целом в этом нет большого смысла, но при этом может возникнуть колоссальная нагрузка на здравоохранение.
— О чем стоит помнить родителям, если ребенок заболел?
— В целом дети болеют коронавирусом гораздо легче, чем взрослые, и, как правило, переносят его как обычное ОРВИ. У детей нет высокого риска летального исхода при коронавирусе.
Есть отдельное состояние, о котором надо знать, но оно случается крайне редко, в единичных случаях, — это Кавасаки-подобный синдром. Это единственное осложнение у детей, которое может оказаться значимым.
Его симптомы — сильная лихорадка, которая не снижается самостоятельно, может быть боль в животе и какие-то неврологические проявления, например, раздражительность, покраснение сосудов глаз, появляется характерная сыпь на туловище, а иногда и в области промежности. Заболевание чем-то похоже на скарлатину, и появляются признаки, характерные при ней — красные сухие губы, воспаленное горло, малиновый язык, увеличенные шейные лимфоузлы.
Но не стоит искать это заболевание у каждого ребенка, это осложнение появляется в единичных случаях.
Уважаемые родители!
Предстоящий новый учебный год имеет особенности в связи с эпидемиологической ситуацией по распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В 2020/2021 учебном году общеобразовательные организации должны обеспечить реализацию образовательных программ в штатном режиме с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в условиях профилактики и предотвращения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно -эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» устанавливают требования к работе в особом режиме, а именно:
-
организацию ежедневных «утренних фильтров» при входе в здание с обязательной термометрией с целью выявления и недопущения лиц с признаками респираторных заболеваний;
-
закрепление за каждым классом отдельного учебного кабинета, в котором обучаются дети по всем предметам, за исключением занятий, требующих специального оборудования, проведение занятий в актовом и спортивном залах, библиотеке только для одного класса;
-
организацию учебного процесса по специально разработанному расписанию (графику) уроков и перемен, графику посещения столовой с целью минимизации контактов обучающихся;
-
усиление дезинфекционного режима (проведение уборок помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств, наличие антисептических средств для обработки рук, использование приборов для обеззараживания воздуха); —
-
создание условий для соблюдения правил личной гигиены (наличие мыла и одноразовых полотенец или электрополотенец в умывальниках, туалетной бумаги в туалетных комнатах);
-
запрет на проведение массовых мероприятий между различными классами в помещениях учреждения.
КАК РАБОТАТЬ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ТРЕБОВАНИЯМ СП 3.1/2.4.3598-20
Уважаемый коллега!
Соблюдайте требования до 31 декабря 2020 года!
НЕ ДОПУСКАЙТЕ КОНТАКТЫ МЕЖДУ ДЕТЬМИ
Организуйте работу так, чтобы не допускать контакты между школьниками разных классов. Особенно тщательно следите за этим во время прогулок и динамических пауз. Не объединяйте детей из разных классов, даже в вечернее время.
ПРОВОДИТЕ ЗАНЯТИЯ НА ЗАКРЕПЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ
Занимайтесь с детьми только в учебных кабинетах, а при благоприятных погодных условиях – на территории, закреплённой за классом. Если используете спортзал и музыкальный зал, после каждого занятия оповещайте техперсонал о необходимости провести влажную уборку с применением дезсредств.
ОТМЕНИТЕ МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Внесите поправки в планы работ с обучающимися. Исключите из них традиционные массовые мероприятия, которые запланировали до 31 декабря. Также исключите мероприятия с привлеченными лицами, например, родителями.
ОПОВЕСТИТЕ РОДИТЕЛЕЙ О ПРАВИЛАХ ПОСЕЩЕНИЯ ШКОЛЫ
Сообщите родителям о необходимости приводить ребенка в школу по утверждённому для каждого класса расписанию. Объясните, что это позволит избежать скопления людей при утренней термометрии, с целью минимизации контактов обучающихся
Обратите внимание родителей, что нужно представить медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к пребыванию в школе, если ребенок болел COVID-19 или контактировал с заболевшим. Также потребуется справка о состоянии здоровья ребенка, который не приходил больше двух дней
УЧИТЕ ШКОЛЬНИКОВ ГИГИЕНЕ
Включите в планы работ занятия по обучению школьников гигиене. Например, проводите беседы, классные часы.
Как работают детские сады?
Цифровое неравенство
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирный банк, рассматривая будущее цифрового и онлайн-обучения в школах, пристальное внимание уделяют вопросам образовательного неравенства. И все чаще в выступлениях экспертов встречается термин «цифровое неравенство»
Еще недавно казалось, что цифровизация школьного образования – это прямой путь к обеспечению равенства возможностей для всех школьников, независимо от мест их проживания и учебы, но сейчас эксперты оценивают ситуацию уже не столь оптимистично. Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Инобра ВШЭ, так характеризует реалии:
Отсутствие в некоторых семьях компьютеров и планшетов, а также доступа в интернет усугубляет цифровое неравенство. Один компьютер на семью с двумя-тремя детьми школьного возраста тоже, по понятным причинам, не решит проблему. Если семья не в состоянии купить необходимое для онлайн-обучения оборудование, то государство, гарантирующее доступность образования, должно предоставить все необходимое.
В период пандемии значительная часть детей останется без поддержки, и для них это будет потерянное время. Таким образом, заключает эксперт, если государство не осознает масштаб проблемы, не даст поручения и не выделит требуемые бюджеты, образовательное неравенство в стране продолжит расти. Вот такой неутешительный прогноз, подтверждающий наши наблюдения: портал ActivityEdu писал и о причинах появления неравенства, и о недостаточности выделяемых бюджетных средств на образование, и о стремлении талантливой, деятельной, жаждущей самореализации молодежи в крупные города и столицы.
Такой показатель, как количество квадратных метров на одного человека, не имеет отношения к цифровизации, но мы же прекрасно понимаем, что невозможность организации полноценного рабочего места для ребенка дома будет приводить к усилению негативных тенденций. По обеспеченности жилплощадью Россия заметно уступает странам Европы и Северной Америки, и это следует учитывать, давая прогнозы о развитии дистанционного обучения.
Можно добавить, что нехватка жилплощади и постоянное нахождение в квартире большого числа людей может спровоцировать рост внутрисемейных конфликтов и домашнего насилия, причем как физического, так и психологического. Безусловно, этот вопрос детально не изучен, но для получения реалистичных оценок массового перехода на онлайн-форматы обучения нельзя игнорировать и эти факторы.
Чего ждать от воспитательных программ
На последних заседаниях весенней сессии Госдума и Совет Федерации приняли закон о воспитании, автором которого стал президент России Владимир Путин. Документ тоже вступает в силу с 1 сентября. По нему во всех школах должны будут разработать рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, взяв за образец примерные программы. К работе при желании смогут подключиться советы обучающихся, советы родителей и представительные органы обучающихся, если такие есть. К 1 сентября 2021 года планы должны быть готовы.
Примерное направление, что нужно прививать ученикам, дано в самом законе. Воспитание должно быть направлено на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации учеников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Кроме этого, воспитание будет заключаться в том, чтобы сформировать у учеников чувство патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, а также взаимное уважение, бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа России, природе и окружающей среде.
У учителей уже появились мысли, как это можно реализовать на практике. На Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Территория смыслов» глава Комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко попросила молодых педагогов поделиться своим опытом
Ни один из них не сказал, что нужно посадить детей за парты и рассказывать им, как важно быть патриотом. В основном ставку делают на вовлечение учеников в активные занятия
Например, Светлана из Оренбурга рассказала о квесте «На безымянной высоте», посвящённом Великой Отечественной войне, который проводили вместе с поисковыми отрядами и волонтёрами-медиками. После программы гораздо больше детей стали интересоваться историей Войны, в том числе тем, кто и как воевал в их семьях.
По мнению Инны Святенко, одним из главных направлений должно стать краеведение, потому что патриотическое воспитание невозможно без понимания своей малой родины. «Я родилась в Ростовской области, в городе Таганроге. И я знаю каждую улицу в своём городе и горжусь своими соотечественниками. А это Антон Павлович Чехов, это Фаина Раневская», — рассказала сенатор на форуме
Также, по её мнению, важно, что в разработке воспитательных программ смогут принять участие родители
Как проводится тестирование учителей на коронавирус?
Учителя, воспитатели дошкольных групп, преподаватели колледжей и весь персонал, задействованный в образовательном процессе, в обязательном порядке проходят бесплатное тестирование на коронавирусную инфекцию. Тестирование проводят методом иммуноферментного анализа. Это позволяет выявить не только носителей вируса, но и тех, кто обладает иммунитетом к нему. Всего тестирование охватит более 180 тысяч человек. Дополнительно в течение первых двух рабочих недель они будут протестированы ПЦР-методом. Тестирование на COVID-19 станет регулярным. Сотрудников, анализ которых даст положительный результат, на работу не допустят.
Другие ограничения
Многие регионы продлевали каникулы для школьников (в частности, Нижегородская, Курганская и Сахалинская области).
Дистанционное обучение регионы вводят по-разному: где-то решение принято на уровне всего субъекта, а где-то на удаленку переводятся отдельные школы в зависимости от эпидемиологической обстановки. Так, в Забайкальском крае все школы переводятся на дистанционную форму. Отдать предпочтение занятиям на удаленке решили также Иркутская и Кемеровская области, Карелия и ряд других регионов. В Москве на дистанционном обучении остались старшие классы и студенты, в Карачаево-Черкесии на него решили перевести студентов высших и средних учебных заведений. Такое же решение приняли власти Московской области.
На въезде в Орловскую область снова заработали учетно-заградительные посты. В Чечне введены ограничения на въезд в Грозный.
В Якутии для вахтовиков ввели обязательную обсервацию и тестирование на наличие вируса.
Как пройдут выпускные и последние звонки в школах России в 2021 году
В конце мая, начиная с четвертой пятницы месяца, в школах ежегодно проходит праздник «Последний звонок», посвященный выпускникам. В 2021 году по традиции будет выбрана удобная дата, которая часто приходится на 25 мая, но по объективным причинам ее иногда переносят на ближайшие дни.
Событие всегда окрашено яркими эмоциями старшеклассников, родителей, педагогов, так как на мероприятии старшее поколение символически отпускает детей со школьного порога во взрослую жизнь.
Сохранилась официальная часть праздника, наполненная речами и напутствиями педагогов, администрации школы. Сейчас на торжество стали приглашать известных выпускников, представителей департаментов и мэрий, которые рассказывают о больших возможностях молодежи, делятся своим опытом. Неизменно в завершение линейки парень-выпускник несет на плече первоклассницу со звенящим колокольчиком в руках. Много лет в каждой школе ждут эти минуты, трогающие сердца не только выпускников, но и опытных педагогов.
Форма одежды выпускников всегда нарядная. В советские годы были привычными коричневое платьице и кружевной фартук на девушках, костюмы с белыми рубашками – на юношах. Модели костюмов поменялись, школы теперь сами выбирают форму, но у выпускниц еще сохраняется желание примерить наряд советских времен. Одежду шьют на заказ целыми классами, а белые банты выпускницы одалживают у младших сестер.
В одной из московских школ в день прощания после торжественных мероприятий одиннадцатиклассники наряжаются в яркие одежды, приходят с игрушками, раскладывают их на парты. Ребята вспоминают детство и таким образом осознают, какой школьный путь взросления они прошли.
Не все предаются веселью в день Последнего звонка. В некоторых школах существуют традиции посещать больницы и онкоцентры, чтобы поделиться общением с теми, у кого мало праздников.
В 2021 году очередной раз выпускники отметят завершение школьных уроков и передадут эстафету тем, кто идет следом.
Ученики смогут посещать столовые и обращаться в медицинский кабинет, пользоваться раздевалками?
Столовая продолжит работать в обычном режиме. Так как занятия будут начинаться в разное время, то и посещать столовую ученики смогут отдельно. В столовой будут проводить тщательную уборку помещений и всех поверхностей после каждого визита групп обучающихся. Сотрудники пищеблока обязательно должны находиться в масках и перчатках. Работу гардероба также организуют в соответствии с графиком прихода учащихся, чтобы исключить скопление детей и минимизировать их контакты. В случае открытия дополнительного входа в здание школы возможна организация еще одного или нескольких гардеробов.
Никаких изменений в работе медицинского кабинета не будет. Врачи и медсестры детских городских поликлиник присутствуют в школах в соответствии с установленным графиком. В случаях, связанных с угрозой для жизни и здоровья, учителя вызовут скорую помощь. Бригада приедет в течение пяти — семи минут.
Будут ли принудительные прививки от гриппа?
Нужны ли особые документы для зачисления в детский сад или возвращения после каникул?
Отсутствие методик и технологий
Ректор Московского государственного педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко полагает, что одно из препятствий на пути перехода из офлайна в онлайн – это отсутствие апробированных технологий работы с цифровым контентом.
С ректором МГПУ соглашается научный руководитель Инобра ВШЭ Исак Фрумин, заметивший, что все мы увидели, «куда было бессмысленно вкладывать деньги». По его словам, «очень много тратилось на цифровизацию контента, учебники, а сейчас оказалось, что этого контента очень много, а цифровых помощников, тренажеров слишком мало».
А учат ли сейчас студентов педагогических вузов методике проведения дистанционных занятий с применением современных сервисов и инструментов, таких, к примеру, как Zoom, ЯКласс или Google Класс? Многие ли в вузах способны научить будущих учителей эффективному проведению не только традиционных уроков, но и занятий в онлайн-формате?
Пока, разумеется, поиск методик происходит «на ощупь», и едва ли кто-то возьмется утверждать, что те занятия, которые сейчас спешно разрабатывают и проводят учителя, в полной мере учитывают психолого-возрастные особенности школьников, строго соответствуют требованиям СанПиН и ФГОС, а также безукоризненно формируют универсальные учебные действия. Но кто посмеет бросить в них за это камень?
Возможно, разработка методик и технологий дистанционных занятий, как и переработка учебных программ в педвузах, – это одна из насущных задач ближайшего будущего.
Кто обязан носить маски в школе, хватит ли масок и дезинфицирующих средств? Может ли потребоваться дополнительное финансирование для соблюдения санитарных требований?
Проблемы на карантине в школах России из-за коронавируса
Как оказалось, ни школы, ни ученики с родителями к таким испытаниям не готовы. Ответственность за освоение учебной программы школами переложено на родителей.
Подкачала техническая оснащенность с обеих сторон. У многих детей дома просто не оказалось компьютеров или ноутбуков, а если и были, то не в достаточном количестве. Например, в семьях где двое или трое учеников, а еще если кто-то из родителей должен работать в удаленном режиме – то техники явно не хватает.
Некоторые дети имели возможность онлайн-обучения только с помощью смартфона. Решения этой ситуации были разные. Если в некоторых школах было принято выдать для дистанционного обучения компьютерную технику из классов информатики, то в Санкт-Петербурге попросили скинуться техникой горожан, в количестве 17 тысяч планшетов или ноутбуков.
Еще одна проблема в отсутствии домашнего безлимитного интернета или недостаточная его скорость. Лимитированный интернет с маленьким количеством трафика. При дистанционном обучении в день тратится от 2-х до 3-х Гб, т.е. при лимите в 30 Гб его хватит только на 10 дней, затем придется докупать, а это не дешево. Родители жаловались на то, что не могли долго подключиться к урокам или связь прерывалась во время занятий.
Были сложности зайти в электронный дневник, не то что выполнять задания. В первый же день обучения, когда все попытались войти в электронный дневник, тот просто обрушился, так как не был рассчитан на такую нагрузку. То же самое произошло и с онлайн-ресурсами. Некоторые учителя выходили из положения проводя уроки с помощью месенжеров.
Возросшая нагрузка на детей очень взволновала родителей. В основном видео уроки заменили на домашние задания. Дети вынуждены самостоятельно изучать материал. А так как это не у всех получается, то в роли репетиторов выступили родители. Но хорошо если на предприятиях им дали отпуск, а как быть тем, кто вынужден работать? Если раньше дети приходили со школы довольные и веселые, то в настоящее время вынуждены сидеть за компьютерами до позднего времени пытаясь выполнить все задания, которых стало в разы больше.
Ощутив на себе все прелести карантина в школе и домашнего обучения дети начали проситься назад в свои любимые классы.
Антинаркотические проверки проведут по новой методике
В этом году традиционно пройдут профилактические осмотры учеников старше 13 лет. Их устраивают, чтобы выявить употребление детьми наркотиков, но не во всех школах сразу, а в тех, которые определяют региональные власти в сфере медицины и образования.
Сам осмотр будет проходить так же, как и раньше. Его проводят, если на это согласятся родители ребёнка младше 15 лет или сам ученик, достигший этого возраста. На осмотр дети приходят в медицинскую организацию, где с ними беседуют о вреде наркотиков, осматривают, берут у них пробы мочи.
При этом с начала учебного года по новому приказу Минздрава изменится методика исследований. Анализ должны будут провести в течение двух часов после того, как взяли пробу, и обязательно проверить её на девять групп наркотических и психотропных веществ. Кроме этого, если психиатр-нарколог выявит хотя бы три признака, что у ребёнка есть зависимость, пробы отправят на дополнительный анализ даже в том случае, если предварительное исследование не выявило наличия запрещённых веществ в моче.
После того, как исследования завершат, их результаты разъяснят родителям ученика или ему самому, если ему уже есть 15. Если в организме ребёнка обнаружат запрещённые вещества, врач, заручившись письменным согласием ребёнка или его родителя, выдаст направление в наркодиспансер.
Без помощи государства не обойтись
Нет сомнений в том, что цифровые технологии не заменят учителя и живое общение, но сейчас ситуация такова, что в ближайшие недели альтернативы дистанционному обучению нет. Трудностей – технических и организационных – много, но школы, учителя, родители и ученики заинтересованы в их преодолении.
Во многих странах в пакеты правительственной помощи национальной экономике включены специальные ресурсы для системы образования. В России о дополнительной финансовой поддержке в этот сложный период школ, учителей и семей, воспитывающих школьников, пока речь не идет, если не считать сухих пайков для детей, имеющих право на бесплатное школьное питание, и отказ от штрафов за неоплаченные коммунальные услуги. Непосредственно с организацией образовательного процесса эта помощь не связана.
По предварительной оценке экспертов, для подписки школ на современные цифровые ресурсы, для преодоления цифрового неравенства и реализации новой эффективной модели использования цифровых технологий в школе и колледжах срочно нужно не менее 50 млрд руб. с последующим финансированием в 150 млрд руб. в год.
В проекте поправок к Конституции России говорится: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей». В условиях пандемии проверяется, как соотносятся наши декларации и действия.
Катания на тракторах и выбрасывание тетрадок: как отмечают прощание со школой в разных странах мира
Не только в России Последний звонок и выпускной считают праздниками. Многие страны по этой части нас даже перещеголяли.
Например, в Норвегии прощание со школой растягивается на несколько дней и включает в себя пешеходные процессии с песнями и танцами по улицам городов. Молодежь при этом наряжается в яркие костюмы, чаще всего красные.
В Швеции выпускники катаются в открытых грузовиках с логотипами школы на кузове, а иногда в качестве «ученического» транспорта выступают даже тракторы.
В Италии в праздновании активно участвуют не только подростки, но и их родители, которые отрываются ничуть не меньше.
Весело в Китае — там принято выбрасывать из окон предметы, ассоциирующиеся с учебой — ручки, тетрадки.
В США гуляют на выпускной, причем это целый светский раут с парнями в смокингах и девушками в вечерних платьях.
А вот в Британии все серьезно — там отмечают только окончание университета, а на школьные праздники особо не отвлекаются.
Государственная итоговая аттестация и ВПР
Педагогическое сообщество, эксперты, дети и родители не могут ответить на вопрос, почему в сложной ситуации, обусловленной пандемией, Минпросвещения и Рособрнадзор столь упорно продолжают держаться за всероссийские проверочные работы (ВПР). Пусть даже они пройдут в дистанционной форме, а результаты работ будут необъективными – ВПР, по мнению врио главы Рособрнадзора Анзора Музаева, должны состояться в любом случае. Необъяснимая, на мой взгляд, позиция.
А вот позиция Минпросвещения и Рособрнадзора относительно проведения ЕГЭ выглядит ясной и обоснованной: государственная итоговая аттестация должна состояться. Дата старта ЕГЭ назначена – 8 июня, перенести этот срок могут, но только в случае ухудшения ситуации с распространением коронавируса. Проект расписания ЕГЭ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. В некоторых СМИ появились революционные предложения по отмене ЕГЭ и зачислению в вузы всех желающих без каких бы то ни было ограничений. Дословно:
Адамский А. Выпускные экзамены в 2020 году придется отменить // Вести образования, 2 апреля 2020 г.
К большому сожалению, эти непродуманные предложения способны лишь посеять хаос и панику среди выпускников и их родителей, потому что порождают многочисленные вопросы, на которые инициаторы отмены ЕГЭ не собираются давать ответы. Сейчас существует выстроенная система приема в вузы. Ее можно критиковать, совершенствовать, но это система. А теперь попробуйте ответить всего на несколько вопросов, приняв предложения «революционеров».
Вуз обязан на любой факультет и на любую специальность/направление взять каждого, кто подал заявление, или все-таки имеет право отбирать по школьным оценкам? Если вуз должен принять всех по заявлению, то значит ли это, что вместо 20 человек по плану бюджетного набора можно брать 500 или 800 подавших заявления и всех их учить в первом семестре? Кто, как и где будет их учить, а потом принимать экзамены во время сессии? Если же вуз будет отбирать по школьным оценкам, то что будет цениться выше – пятерка по физике в непрофильном классе слабой школы или четверка в физматклассе одной из сильнейших школ страны, пятерка по немецкому при двух часах в неделю или четверка у выпускника лингвистического лицея, обладателя международного сертификата С1?
К счастью, дети, которые давно и планомерно готовятся к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы, и их родители отнеслись к предложениям «все взять и отменить» как к фейкам и информационным вбросам. Ректоры вузов пока никак не отреагировали – не видят в этом смысла.