Школа эпохи «после коронавируса»: прогнозы экспертов

Содержание:

Дистанционка по желанию

В таких сложных условиях в некоторых регионах, предполагая наличие проблем с эпидемиологической безопасностью, разрешили родителям учеников самим выбирать вариант обучения. Если они считают, что пребывание в школе может быть опасно с точки зрения возможного заражения, то они могут оставить своего ребенка дома и воспользоваться дистанционным обучением.

Именно так поступили московские власти, разрешив переходить на дистанционное образование с 1 сентября 2020 года с простым письменным уведомлением об этом школы.

Директор московской «Школы в Капотне» Валерий Тихонов объяснил, как перевести ребенка на онлайн-обучение.

«Перейти на дистанционное обучение действительно очень просто: родителям ученика достаточно написать заявление на имя директора, и школа организует такой формат образования», — отметил Тихонов.
Он пояснил, что организации специального расписания для этого не нужно. Ученик дистанционно будет подключаться к занятиям, которые проводятся в его классе в оффлайн-режиме. У преподавателя в рабочем кабинете на столе будут стоять два ноутбука. Камеру одного из них направят на учителя, объясняющего урок. Камеру второго — на класс. Школьник будет подключаться к урокам в соответствии с расписанием своего класса.

К настоящему времени этот опыт взят на вооружение практически во всех регионах России. Об этом рассказал 6 августа 2020 года первый замминистра просвещения РФ Дмитрий Глушко:

«Во многих регионах, в том числе в Москве, родителям предоставляется право по их решению, даже если школа работает в штатном режиме, если они считают, что в этот период времени целесообразнее для здоровья ребенка в дистанционном формате проходить обучение, то можно написать заявление, ребенок будет проходить обучение в дистанционном формате», — сказал он в эфире радио «Комсомольская правда».

Глушко добавил, что некоторые школы в регионах России, в том числе в Забайкалье и Свердловской области, уже перешли на полностью дистанционный формат обучения. «Есть случаи, когда и отдельные классы переходят на дистанционное обучение», — добавил он.

Первый замминистра просвещения отметил, что в ряде случаев переход на дистанционный режим происходит из-за выявления случаев коронавируса в школах.

«Ситуация разная. Мы мониторим в ежедневном формате, в том числе, какое количество детей, классов, школ уходит на дистанционное обучение в связи с тем, что в том или ином учреждении выявлены случаи распространения инфекции. Такие случаи действительно есть «, — сказал он.

«Перевернутый класс»

В то же время большая вовлеченность учеников в работу достигается при условии, если учитель ведет онлайн-уроки на базе доступных образовательных платформ. В этом случае педагогу рекомендуется использовать технологию смешанного обучения в формате «перевернутого класса», когда основной упор на онлайн-занятиях делается на отработке умений и навыков, интерактивном консультировании, новый материал отдается на самостоятельное освоение.

«Технология «перевернутый класс» подходит дистанционному обучению гораздо больше, чем традиционный урок с объяснением нового материала. Педагог может оптимизировать рутинные задачи и использовать готовые уроки с любой из доступных цифровых платформ. В этом случае на онлайн-уроке он должен обязательно взаимодействовать с обучающимися: настроить их на работу, часто обращаться с вопросами, разбирать задания и т. д.», — говорится в документе.

В пресс-службе Минпросвещения ТАСС подтвердили подлинность данных рекомендаций. «Министерство на регулярной основе ведет методическую поддержку регионов по вопросам сохранения и реализации качественного образовательного процесса, данные рекомендации предназначены и применяются, прежде всего, в точечных случаях, там, где школы или конкретные классы предпринимают те или иные меры в целях защиты здоровья. Отметим, что на сегодняшний день школ, закрытых по причине COVID-19, менее 0,02%», — сообщил представитель пресс-службы.

Работы у педагогов стало больше

Речь идет о необходимости осваивать приемы работы в условиях новых реалий на ходу: адаптировать учебную программу и контент к дистанционному формату, изучать и применять новые инструменты, сервисы и платформы, налаживать обратную связь с учениками и родителями. Исследования показывают, что трудозатраты педагогов в новых условиях возросли: у 50% учителей рабочий день увеличился в среднем на один-три часа, у 36% – более чем на три часа. Кроме того, многие учителя столкнулись как с нехваткой технологической и методической поддержки, так и с непониманием учеников и родителей.

Сложностей хватает, поскольку, как выяснилось, невозможно просто так взять и применить какую-либо систему дистанционного обучения в массовой школьной практике. И причина кроется не столько в технических деталях – мощных серверах или быстром интернете, хотя лишь немногим более половины учителей отметили, что им полностью хватает оснащения для проведения онлайн-уроков.

Гораздо важнее другое: существующие на сегодняшний день системы дистанционного обучения оказались ориентированы на обучение лишь мотивированных детей. Сами ученики отмечают, что онлайн-уроки – это занятия не для всех, а лишь для тех, кто хочет учиться. Для способных и мотивированных практически ничего не изменилось, особенно при нормальной организации обратной связи с педагогом. А вот многие из тех, кто и в классе не всегда учился, при переходе на «удаленку» вообще перестали что-либо делать, надеясь, причем не без оснований, что на второй год оставлять их не будут. Добавим, что почти 50% российских школьников считают дистанционное обучение каникулами.

ВПР, ЕГЭ и ОГЭ

Всероссийские проверочные работы отменять не будут, но их сроки перенесут и, скорее всего, проведут уже после окончания учебного года. Многие родители недовольны таким решением

но на самом деле ВПР могут быть полезны: важно понять, насколько успешным был опыт дистанционного обучения и насколько далеко придется (или не придется) возвращаться к пройденному материалу в начале следующего учебного года

Сроки начала основного периода ЕГЭ и ОГЭ перенесены на 8 и 9 июня соответственно.

Однако министерство не исключает, что в случае неблагополучного развития эпидемиологической ситуации экзамены будут перенесены вновь. Досрочная сдача ЕГЭ (в основном экзамен в эти сроки сдают выпускники прошлых лет) отменена. Те, кто планировал сдать экзамен в мае, смогут сделать это в резервные дни основного периода сдачи ЕГЭ.

Перечневые олимпиады, которые не успели завершиться до введения карантинных мер, отменены. В их числе, например, такие крупные, как «Покори Воробьевы горы» и «Ломоносов», которые проводит МГУ. Однако Всероссийская олимпиада школьников будет проведена. Сроки соревнований перенесены – теперь финалы пройдут не до 30 апреля, а до 30 июня. Скорее всего, их проведут в дистанционном режиме, используя технологии ЕГЭ.

Необходимость, но не проблема

В регионах отмечают, что благодаря весеннему опыту дистанционной работы выявлены технические и системные недочеты, которые удалось убрать уже к осени. Первый карантин помог во многом решить проблему с техническим оснащением и детей, и школ и педагогов. Так, в Астраханской области для учеников, у которых нет техники дома, предоставляют в школах планшеты или компьютеры. Как пояснили ТАСС в мэрии Улан-Удэ, школьники учатся дистанционно, используя общедоступные федеральные или иные бесплатные образовательные онлайн-платформы, а в школах оборудовали кабинеты, чтобы учителя могли из них проводить онлайн-уроки.

«В апреле была ситуация, когда учителя вели уроки в домашних условиях. Сейчас особенность формы обучения в том, что учителя ведут уроки из таких оборудованных всем необходимым кабинетов. Таких кабинетов у нас 210 в двадцати восьми школах. Во всех школах у нас есть интернет», — уточнили в комитете образования администрации Улан-Удэ.

В комитете по образованию Санкт-Петербурга также отметили, что весна помогла подготовиться к новому учебному году — там для обеспечения детей техникой привлекли общественные организации, представителей социально ответственного бизнеса и частных лица, которые в рамках акции «#неканикулы» собрали и передали детям 11 тысяч планшетов. В Министерстве образования Новгородской области пояснили, что там 98% педагогов прошли обучение по работе на различных платформах, сейчас переход классов на онлайн-занятия проходит легко даже в маленьких сельских школах.

Школьники уже привыкли работать в онлайн — и там, где пришлось уйти на дистанционную учебу, это пригождается. К примеру, в Южном Федеральном округе на онлайн перешли ученики в 281 классе, в Волгоградской области на «удаленке» ученики 85 классов из 49 школ (6,7%) — всего в регионе 721 школа, и ни одна полностью на карантин не закрыта. Непростая ситуация сложилась в Удмуртии, где на карантин полностью закрыты три образовательных организации, частично — 180 школ (31% от 568 школ) и 425 классов (4% от 10 305 классов), а в ХМАО в 80 школах (25% из всех 308) на дистант переведено 312 классов.

Ряд школ в регионах Северного Кавказа также перевели некоторые классы на дистанционное обучение, в некоторых практикуют смешанный формат — когда в будние дни занятия проходят в школе, а по субботам — дистанционно.

В то же время в некоторых регионах даже не собираются вводить «удаленку» — в Крыму, например, не намерены вновь возвращаться к дистанционному режиму и будут продолжать локализовывать небольшие очаги. В Калмыкии решили не переводить школьников на дистанционное обучение целыми классами, а отправлять на карантин только ближайшее к заболевшему окружение. «Это основано на данных, полученных специалистами при анализе заболеваемости. Да и родители школьников очень волнуются по поводу перевода на дистанционное обучение», — сообщил ТАСС заместитель министра образования и науки республики Герман Санджарыков. Только один регион пока избежал частичного закрытия классов на карантин из-за коронавируса — Чечня.

Цифровое неравенство

В нашей стране далеко не у всех детей имеется техническая возможность учиться дистанционно. Так, например, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов обратился к жителям города с просьбой помочь компьютерной техникой малообеспеченным семьям и школьникам, у которых нет собственных планшетов и ноутбуков. Таких, по словам губернатора, в городе насчитывается почти 17 тысяч. 

Губернатор Московской области Андрей Воробьев заявил, что учащиеся подмосковных школ, у кого нет компьютеров, смогут получить их на время карантина, обратившись к своим педагогам и директорам. Родители должны для этого написать заявление и получить необходимое оборудование под расписку.

Если даже в таких субъектах РФ, как Санкт-Петербург и Московская область, обладающих развитой инфраструктурой и большим промышленным, научно-техническим и культурным потенциалом, возникают сложности, что уже говорить о не самых богатых регионах страны.

Очевидно, что все оказались по-разному подготовлены к переходу на онлайн-обучение. Скажем, школы в Сингапуре, Москве или Нью-Йорке уже несколько лет используют цифровые системы управления учебным процессом и коммуникации с детьми и родителями. При переходе к дистанционному формату учителя и школьники используют не только отсканированные страницы обычных учебников, но и интерактивные задачники, целые цифровые среды для самообразования.

Но во многих субъектах РФ дела обстоят не так радужно. Минпросвещения и Рособрнадзор недавно сообщили о запуске проекта «Школа равных возможностей». Самое время в рамках этого проекта оказать помощь регионам, школам, учителям и семьям, чтобы не допустить преобразования цифрового неравенства в неравенство образовательных результатов.

Что будет с образованием в России, в случае распространения коронавируса на нашей территории?

Уже сейчас в связи с карантином по обычному гриппу многие школы переходят на онлайн обучение. Об этом сообщили в Минобрнауки. По словам директоров школ, на «вынужденных каникулах» детям объясняют материал по Skype, а домашние задания присылают на электронную почту или записывают в электронный дневник.

По данным Роспотребнадзора, закрыты на карантин 1627 школ в 57 регионах России. Так, в Липецке власти временно закрыли все школы из-за эпидемии гриппа. К «счастью», это только обычный грипп, но на его примере можно видеть, как будут функционировать учебные заведения в случае появления коронавируса.

Первостепенные задачи при учащении случаев заболевания коронавирусом — максимальное ограничение контакта между людьми. Для этого разрабатываются меры, предусматривающие ограничение посещение школ, колледжей и вузов в случае введения долговременного режима карантина.

Для продолжения процесса обучения на период карантина, предполагается введение дистанционного онлайн обучения школьников и студентов. Несмотря на то, что данный процесс еще не до конца проработан, основные механизмы известны.

В школах или специализированных помещениях предполагается создать специальные условия , где посредством интернета учителя в режиме онлайн будут общаться со своими учениками, объяснять материал и проводить проверку знаний. В этом режиме будут задаваться домашние задания, ставиться оценки и вообще, весь процесс онлайн обучения постараются максимально приблизить к реальному, которое было в школах до объявления карантина.

Надо отметить, что эти меры не смогут заменить собой полноценное обучение, но дадут возможность нормального функционирования большинства учебных заведений на период карантина.

Немедленное освоение новых форматов

Недавно редакция ActivityEdu опубликовала статью, в которой эксперты размышляли, какой будет школа эпохи «после коронавируса». Вернемся из будущего в настоящее и посмотрим, как система массового образования выполняет свои функции в ситуации, когда проверенный веками образовательный инструмент – очную классно-урочную модель – использовать невозможно.

Важно не забывать, что образовательная система должна отвечать не только за обучение, то есть передачу знаний и навыков, но и за воспитание (во многих странах эту функцию чаще называют позитивной социализацией), и за социальную поддержку детей из бедных семей (включая, например, питание). И если функция обучения при изменении формата с очного на дистанционный никуда не делась, то о воспитании и социальной поддержке так сказать нельзя, многое еще только предстоит понять и осмыслить

Страны ведут себя по-разному. К примеру, в обладающей высоким технологическим потенциалом Японии выжидают, продлевают каникулы. Где-то ограничиваются трансляцией образовательных передач по радио или телевидению.

В большинстве стран, в том числе и в России, приступили к немедленному освоению новых форматов учебной работы, взаимодействия учителей и школ с детьми и родителями. И здесь, отмечают ректор МГПУ Игорь Реморенко и научный руководитель Инобра ВШЭ Исак Фрумин, наш педагогический корпус на всех уровнях проявил себя героически.

Дистанционное обучение в вузах из-за коронавируса – новости

Дистанционное обучение в вузах из-за короновируса началось с 16 марта. Многие университеты сделали 3-дневные каникулы для студентов, чтобы преподаватели и управление учебного заведения смогли организовать мероприятия, связанные с проведением удаленного доступа.

Экстренные меры обеспечили достаточно успешную реализацию планов. Однако с 28 марта указом Президента РФ был объявлена нерабочая неделя. Валерий Фальков, министр науки и высшего образования, подписал указ о назначении выходных для студентов с 28 по 5 апреля.

Таким образом, студенты остались на дополнительные каникулы дома.

Переходу на удаленный доступ способствовало разрешение бесплатного доступа к онлайн платформам.  Например, открылись такие сервисы, как:

SkyEng – сервис, который помогает изучать языки, предоставил бесплатную возможность для всех желающих.

Coursera – онлайн площадка, которая помогает студентам заниматься через онлайн курсы и просматривать видеолекции преподавателей из ведущих стран мира. Необходимо лишь, чтобы вуз зарегистрировался на портале.

Некоторые ресурсы были доступны и раньше. К примеру, в открытом доступе всегда были онлайн курсы «Открытого образования». Здесь собраны видеолекции и задания от преподавателей ведущих вузов страны. Однако теперь сервис предлагает студентам пройти бесплатную сертификацию и получить справку о пройденных курсах. Такой документ ценится при трудоустройстве и добавляет баллы при дальнейшем поступлении в университет, например, в магистратуру или аспирантуру.

 «Академия Хана» предоставляет бесплатный доступ для студентов. Здесь также собраны самые полезные и популярные лекции по всем направлениям.

Добавим платформы, которые предлагают учебные материалы только для некоторых специальностей.

К примеру, «Нетология» — это платформа, которая позволяет изучить маркетинг и менеджмент. Теперь открыт бесплатный доступ к полезной информации до конца карантина.

Интернет площадка «Pruffme» полезна для преподавателей тем, что он могут бесплатно проводить вебинар для студентов, а также загружать собственные тесты и задания, а затем проверять их.

Канал «Россия-Культура» также подготовил для студентов отличный сервис «Академия» для занимательного самообразования. Здесь собраны разные лекции по типу телевизионных передач. Обсуждаются чаще всего культурные явления.

Полезным для учащихся станет «Лекториум», который предлагает 5000 видеолекций по разным направлениям. Для школьников и их родителей, для студентов и преподавателей — каждый сможет подобрать себе интересный видеокурс.

Многие преподаватели уже успели высказать о переходе на дистанционное обучение в вузах из-за коронавируса. Отмечается легкость и быстрота перевода образование на удаленный доступ. У студентов не возникает каких-либо затруднений с обращением интернет ресурсов и выполнением заданий.

Большинство преподавателей убедилось, что дистанционный режим для некоторых предметов просто необходим. Также вполне возможно, что и большая часть обучения будет переведена на онлайн курсы. Некоторые преподаватели боятся, что разрушение контакта между учеником и наставником, который проходит в аудитории, отрицательно скажется на дисциплине. Однако за прошедшую неделю опасения не подтвердились.

Студенты уже давно готовы к переходу на удаленное образование. Скорее всего, такая тенденция позволит сделать обучение более доступным для большинства людей.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector