В рпц не боятся заражения коронавирусом: храмы не закроют

Пожертвования COVID-19

Парадигма так называемого особого пути в этот раз завела РПЦ в прямой конфликт с властями Российской Федерации. Более того, с гражданами страны, чье желание избежать участи жителей государств, по которым вирусным Чингисханом в настоящее время проходит COVID-19, попросту игнорируется.

Предложенные меры по противодействию эпидемии оказались очевидными, разумными и приемлемыми для иудейской и мусульманской религиозных общин, но для номенклатуры РПЦ представляются нарушением прав и свобод.

Когда молитва не помогает справиться с собственными болячками, иерархи РПЦ охотно пользуются медицинской помощью как в России, так и за ее пределами. В праве же на жизнь и защиту здоровья своим прихожанам и их окружению, которое может быть заражено коронавирусом при массовых контактах в храмах, они почему-то отказывают.

Для кого-то коллективная молитва может стать фатальной

Правда, потом уже будет не важно, чем руководствовалось церковное начальство, когда приняло решение позволить коронавирусу чувствовать себя в православных храмах как дома

Собственно, в Нагорной проповеди Христа (Евангелие от Матфея), которая является основой христианства, доступно изложено, как надобно молиться, и совсем необязательно это делать коллективно и тем более напоказ.

Открытый вызов

Открытие храмов, которое началось в регионах, не снимает вопросов, стоящих перед Московской патриархией, а только обостряет их. Значительное сокращение пожертвований уже стало проблемой. Ограничения же по количеству верующих в храме на квадратный метр тоже не принесут существенных финансовых вливаний.

РПЦ входит в кризис, из которого легко не выйти. Слишком отчётливо сформировались два взгляда на роль Церкви в России.

Богословская дискуссия о новых формах церковного благочестия до сих пор не выработалась. Единственная структурированная позиция представлена фундаменталистским крылом РПЦ, и патриархии противопоставить ей нечего.

Испорченные отношения властей и епископата вряд ли примут прежнюю форму, хотя на официальном уровне многое останется по-прежнему. РПЦ входит в кризис, из которого легко выйти не удастся. Слишком отчётливо сформировались два взгляда на роль и место Церкви в стране. И от того, насколько грамотно патриархия и лично патриарх Кирилл смогут ответить на вызовы посткоронавирусной ситуации, зависит жизнь Церкви на ближайшее десятилетие.

Индульгенция на пандемию

Когда правительство Греции трезво оценило перспективы эпидемии COVID-19, во время карантина оно категорически запретило проводить любые богослужения во всех местах религиозного поклонения. За нарушение запрета без колебаний был арестован митрополит Кифирский Серафим, и на него было заведено дело. И это в Греции, где православная церковь на особом привилегированном положении.

Представить себе, чтобы кто-то из представителей российской власти применил жесткие меры в отношении эгоистической позиции РПЦ, которая своими действиями угрожает жизни и здоровью граждан, в настоящее время просто невозможно.

Сложившийся политический альянс РПЦ и действующей власти вряд ли позволит даже в мыслях пожурить церковных иерархов за безответственное поведение. Потому только просят и уповают на человеческое сострадание к соотечественникам, надеясь, что в РПЦ не станут проводить службы до последнего здорового прихожанина.

Патриарх не разделяет энтузиазма

Информация о внедрении российской вакцины от коронавируса еще до окончания всех стадий ее клинических испытаний вызвала очень разную реакцию в высшем церковном руководстве. Сравнительно молодой «министр иностранных дел» РПЦ митрополит Иларион (Алфеев), еще в июне вызывавшийся стать добровольцем при испытании вакцины, принял ее с необыкновенным энтузиазмом. Каждую свою проповедь он теперь посвящает убеждению аудитории в немедленном вакцинировании и смирении перед возможными негативными последствиями.

Главный его аргумент — «риски побочных эффектов и самого заболевания несопоставимы». Об этом Иларион, в частности, заявил 12 сентября в эфире телеканала «Россия 24». А в проповеди в храме Черниговского подворья в Москве 11 сентября он развил целое богословское учение о том, почему христиане должны избегать страданий от коронавируса. Правда, критики Илариона не преминули заметить, что традиционное православное учение и, в частности, жития святых, наоборот, учат принимать страдания, попускаемые Богом, ради очищения души.

Совсем другую, сдержанную позицию занял патриарх Кирилл (Гундяев). Его официальный представитель, зам. председателя синодального Отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе заявил 4 сентября изданию «Открытые медиа»: «До того момента, пока вакцина против коронавируса не пройдет все клинические испытания, вопрос о том, будет ли святейший патриарх вакцинироваться и заявлять это публично, не является актуальным».

Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Ранее Иларион косвенно критиковал патриарха за непоследовательность в проведении антикоронавирусных мер. Митрополит отметил, что 18 июля, на день преподобного Сергия Радонежского, всю свою проповедь в Троице-Сергиевой лавре патриарх посвятил не Сергию, а эпидемии. Но при этом, продолжает Иларион, «все, что происходило вокруг, совершенно не свидетельствовало о том, что люди заботятся друг о друге, о тех, кто пришел в лавру на этот праздник… В лавре в пасхальные дни началась вспышка болезни, там погибли люди, монахи, мы за них молились, за их упокой, но как будто бы эти уроки ничему людей не научают».

Тем временем в Киеве бывший начальник Кирилла (более месяца он возглавлял РПЦ в 1990 г. как патриарший местоблюститель), а ныне «анафематствованный раскольник» патриарх Филарет (Денисенко) благополучно справился с коронавирусом в возрасте 91 года! Об этом сообщил второй по старшинству иерарх не признанного Москвой Киевского патриархата митрополит Иоасаф (Шибаев). «Его самочувствие улучшается настолько, что есть надежда на скорый выход из больницы», — написал Иоасаф в фейсбуке. Госпитализировали Филарета 4 сентября, когда его плановое тестирование на COVID-19 показало положительный результат.

Глава Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет. Фото: Zuma / TASS

Богословие коронавируса

Такое поведение связано не только с разными темпами распространения коронавируса, но и с неспособностью выработать универсальный богословский ответ. Духовенство разделилось на COVID-диссидентов и тех, кто поддержал ограничение на посещения богослужений. Паства, привыкшая слепо следовать за своими священниками и епископами, оказалась растерянной. Привычный уклад резко изменился, а нововведения консервативной частью были восприняты как вредный модернизм и наступление на свободу.

Что такое храм? Как совершать причастие в условиях эпидемии? Все эти вопросы остались без ответа со стороны патриархии. Зато COVID-диссиденты смогли сформировать устойчивую философию.

Не допускаются никакие изменения привычного хода вещей. Братия Троице-Сергиевой лавры прямо отказалась выполнять инструкции патриархии и постановила ничего не менять. В результате на сегодняшний день от коронавируса скончались девять насельников, многие переболели, в том числе епископ Питирим (Творогов), ректор Московской духовной академии, расположенной там же. При этом сам епископ Питирим подтвердил, что заразился именно в храме.

Его тёзка епископ Сыктывкарский Питирим (Волчков) заявлял, что «масочки для маловерных», а в храме вирус не живёт, «ибо в храме всё свято». Всё это произносилось тогда, когда в Коми было зарегистрировано уже 500 случаев заболевания. Апогеем его антикоронавирусной риторики стало пророчество, что к Пасхе новая болезнь будет побеждена.

«Старица сказала, что в эту пятницу (Страстную. – τ.) Господь сораспнёт с собою этот коронавирус. Господь посмеётся над этим коронавирусом. Распнёт его и в ад пристроит. Коронавирус, который должен был короновать антихриста, будет сокрушён. Мы будем праздновать Пасху всенародно в этом и других храмах», – сказал в проповеди Питирим.

Только спустя почти неделю после официального объявления пандемии Синод РПЦ выпустил «инструкцию» по мерам предотвращения распространения коронавируса.

И среди глав епархий Питирим не одинок. Ему вторят епископ Каменский и Камышловский Мефодий, епископ Звенигородский Питирим, архимандрит Никон (Дубляженко) и другие.

Официальным рупором COVID-диссидентов стал сайт «Русская народная линия». Со страниц сайта протоиерей Андрей Ткачёв, протодиакон Владимир Василик и многие другие сообщают читателям, что в храме эпидемии нет, а вирус через причастие не передаётся.

Все они выразители позиции консервативного крыла Русской православной церкви. Однако и в этой среде не всё однозначно. Митрополит Псковский Тихон (Шевкунов) неоднократно заявлял, что всякий говорящий, что в храме невозможно заразиться, – лжец. Сам Тихон, не дожидаясь решения властей, закрыл храмы для массовых богослужений, где было возможно, благословил служить на улице у храмов и рекомендовал верующим воздержаться от паломничества в Псково-Печерский монастырь.

Угроза справа

В целом же поведение митрополита Тихона – это не только пример пастырской заботы о прихожанах и духовенстве, но и показатель грамотного диалога с властями. В своих интервью и высказываниях на тему коронавируса он подчёркивал своё тесное взаимодействие с губернатором Псковской области Михаилом Ведерниковым. Каждое слово и действие митрополита – пример грамотного антикризисного управления, при котором принимаются конкретные меры, будь то снижение епархиальных сборов или громогласное слово пастыря, призывающего не ходить в храм в условиях эпидемии ради ближних. Но случай Тихона скорее исключение.

Консервативное крыло РПЦ уже ставит свою лояльность под сомнение.

Говоря о том, что к Церкви у государства неправильное отношение, оно возлагает на него вину в том числе и за разорение приходов, живущих на пожертвования, большую часть которых составляют доходы в период Великого поста и Пасхи. Протодиакон Владимир Василик пишет: «Нынешняя ситуация – “лакмусовая бумажка”. Она показала, как государство реально относится к своим гражданам. В том числе, разумеется, к священнослужителям».

На этом фоне «либералы» в РПЦ, призывающие не ходить в храм, оказываются лоялистами патриархии и властей.

Заболеваемость не идет на спад…

С началом сентября в РПЦ наметился новый рост заболеваемости, который коснулся духовных школ и некоторых монастырей. После заражения нового ректора Московской духовной академии епископа Феодорита она была закрыта на карантин. Примечательно, что в апреле заразился прежний ректор, епископ Питирим, и тогда вирус коснулся более чем 100 студентов. Закрыта на карантин и Санкт-Петербургская академия — альма-матер нынешнего патриарха. Там болеют около 90 преподавателей и студентов. Закрылась и небольшая Оренбургская духовная семинария. Среди монастырей самый строгий режим в Псковской епархии, возглавляемой митрополитом Тихоном (Шевкуновым), а на прошлой неделе закрылся на карантин Валдайский Иверский монастырь, расположенный в непосредственной близости к резиденции президента на Валдае.

Пожалуй, РПЦ можно признать наиболее пострадавшим от нынешней пандемии социальным институтом России. По некоторым оценкам, вирус уже коснулся примерно 7% ее клира, скончалось несколько видных иерархов, почти вся старшая братия Троице-Сергиевой лавры, включая известного экзорциста архимандрита Германа. Переболело большинство обитателей крупнейших и авторитетных монастырей — Киево-Печерской лавры, Серафимо-Дивеевского, Псково-Печорского… Понятно, что тому есть вполне логичные объяснения — поток людей в храмах и монастырях контролировать труднее, чем в госучреждениях, а формы церковного общения (например, на исповеди) подразумевают довольно близкий контакт.

Но внутри церкви такая картина все чаще объясняется «мистически» — в категориях гнева Божия и апостасии…

Александр Солдатов,»НОВАЯ ГАЗЕТА», 16-18 сентября 2020 г.

Опубликовано: 17.09.2020 в 12:25

Рубрики: Главные новости, Лента новостей, Мониторинг СМИ

Подножка православию

Поистине циничная реакция РПЦ на просьбы и требования властей не вписывается в сентенции о «дремучих» мусульманах или «эгоистичных» иудеях. Они-то как раз проявили себя не только как ответственные граждане, но и как адекватные и мудрые люди, для которых благополучие единоверцев и других соотечественников не пустой звук.

Самое печальное, что удар по репутации почувствуют и те священнослужители РПЦ, которые не разделяют санитарного и гуманитарного нигилизма своих больших начальников. Высказывания от имени всей Церкви ложатся и на плечи простых верующих, которым будет трудно объяснить логику поступков иерархов РПЦ в такое трагическое коронавирусное время.

Большого скандала, вероятно, не случится, но критика в адрес РПЦ неизбежна. В период испытаний для страны, вызванных эпидемией, проявляется сущность как отдельного человека, так и тех или иных сообществ. С этой точки зрения репутация РПЦ получила еще один жирный минус.

Как водится, позднее выступит пиарщик РПЦ и обвинит первых пришедших на ум в развязывании информационной войны. Расскажет про русофобию, затянет песню про все тот же особый путь. Может быть, что-нибудь поведает про фальсификацию истории или обвинит COVID-19 в ереси. А потом иерархи РПЦ расскажут пастве о любви к ближнему своему и милосердии.

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в или в

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во , Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector