Минфин рф о форс-мажоре в госзакупках: все, что смогли, мы сделали

Содержание:

Как списывали неустойку в прошлый раз

Последнее списание пени провели в 2018 году по постановлению №783 от 04.07.2018. В нем сказано, что если штрафные санкции в отношении поставщика приняли и неустойку начислили, то, по ч. 42.1 ст. 112 №44-ФЗ, начисленные исполнителю, но не списанные суммы взысканий, которые образовались из-за ненадлежащего исполнения в 2015–2016 гг. условий по контракту, подлежат списанию.

По п. 2 ПП №783, списание начисленных заказчиком и неоплаченных взысканий производится для тех контрактов, по которым поставщик отчитался перед заказчиком в полной мере, то есть надлежаще исполнил обязательства по договору.

ВАЖНО!

Исключение — контракты, по которым в 2015–2016 годах подписали дополнительные соглашения об изменении условий относительно сроков исполнения, объемов поставки, цен товаров, работ, услуг или стоимости одной единицы ТРУ.

Перед тем как списать, обязательно проводили с исполнителем контракта сверку по неуплаченным возмещениям. Если поставщик не подтвердил наличие задолженности, то не списывали. Погашали взыскания в таких случаях:

  1. Когда общая сумма начисленных заказчиком и неуплаченных неустоек не превышала 5% от цены контракта. Основание для списания — выполнение поставщиком контрактных обязательств в 2015–2016 гг. в полном объеме, что подтверждалось подписанным сторонами актом выполненных работ.
  2. Когда общая сумма задолженности составляла от 5 до 20% цены контракта. Главное условие, что исполнитель погасил половину указанной суммы в срок до 01.01.2017. Соответственно, списывали оставшиеся 50% начисленных сумм возмещений. Основание — подтверждение зачисления средств на счет организации-заказчика.

Если исполнитель подтверждает задолженность и у заказчика есть документальные основания для проведения процедуры списания, то представителям организации-заказчика надлежит принять решение о погашении задолженности в десятидневный период с момента проведения сверки взаиморасчетов с поставщиком.

Для этого создавали специальную комиссия по поступлению и выбытию активов. Решение о невзыскании неустойки формировали в полном соответствии со сведениями и документацией, включенными в реестр контрактов.

Принятое решение закрепляли внутренними распорядительными документами — приказом или распоряжением.

Затем заказчик в письменной форме уведомлял поставщика о принятом решении и о величине списания возмещения. Срок — не больше 20 дней с момента принятия такого решения. Форму уведомления утвердили в приложении к ПП №783 от 04.07.2018.

Увеличили количество оснований для закупок у единственного поставщика

Что изменилось Суть изменений для закупок в условиях коронавируса по 44-ФЗ
Новые способы закупок у единственного поставщика

Неконкурентным способом проводятся госзакупки, если:

  • их определили протоколом заседания правительства, протоколами координационных и совещательных органов при председателе правительства, одобренным президентом, правительством (его председателем) планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с коронавирусом;
  • конкретный тендер определили протоколом заседания правительства, протоколами координационных и совещательных органов при председателе правительства, планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с коронавирусом;
  • закупают для федеральных нужд у едпоставщика, который определен поручением председателя правительства для исполнения решений Координационного совета при правительстве по борьбе с распространением коронавируса, одобренным президентом, правительством (его председателем) планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с коронавирусом;
  • закупают за счет средств резервных фондов правительства, высших исполнительных органов субъектов
Новые правила исчисления сроков

В период нерабочих дней, которые установлены президентом, при исчислении сроков необходимо использовать правила, которые применялись при закупках до 30.04.2020. Это значит, что в расчетах, помимо субботы и воскресенья, не следует учитывать нерабочие праздничные дни

Действие во времени условий Федерального закона №124-ФЗ от 24 апреля 2020 года

от 24 апреля 2020 устанавливает, что он вступит в силу со дня его опубликования. Однако некоторые части и статьи будут вступать в силу постепенно в соответствии с установленным в самом законе регламентом.

Но особого внимания заслуживают положения данной статьи, которые позволяют сторонам договора или контракта принять самостоятельное решение о том, чтобы положения данного закона распространяли свое действие на уже существующие соглашения. При этом не должно быть такой ситуации, чтобы использование положений данного федерального нормативного акта ухудшало общее положение сторон соглашения. Если такого ухудшения нет, то стороны могут использовать данный закон для регулирования своих обязательств до того момента, пока закон не вступил в силу, даже если контракт или договор был заключен до опубликования этого закона.

Такое изменение в общем порядке использования вновь принимаемых федеральных норм права связано с необходимостью сократить риски потери возможности участия в государственных и муниципальных закупках представителей бизнеса.

Как исчисляется течение сроков

Является ли коронавирус форс-мажором

В соответствии со ст. 401 ГК РФ форс-мажор — это обстоятельства, которые затрудняют или делают невозможным надлежащее исполнение договорных обязательств. При этом такие обстоятельства должны отвечать двум обязательным признакам:

  • быть чрезвычайными;
  • быть непредотвратимыми.

Чрезвычайность — это нестандартность и исключительность обстоятельства. Поэтому чрезвычайным признается только то обстоятельство, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Непредотвратимость — это невозможность избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Исходя из вышесказанного, коронавирус, а точнее его последствия, представляют собой типичные случаи чрезвычайных обстоятельств непреодолимой силы, которые на практике помогут избежать ответственности за нарушение обязательств. Последствия коронавируса обладают всеми характерными чертами форс-мажора:

  • носят чрезвычайный характер и не могли быть заранее предугаданы/запланированы контрагентами сделок. Еще некоторое время назад о коронавирусе вообще мало кто знал и никакой его опасности мы не представляли;
  • не зависят от воли сторон сделки и не могут быть ими устранены. Если государство, с территории которого поставляется оговоренная в контракте продукция, закрывает свою границу, организации-поставщики повлиять на это никак не могут.

Следовательно, если участник сделки докажет, что нарушил договор именно по причинам, связанным к коронавирусом (закрытие государственных границ, введение карантина, приостановление производства контрагентов, закрытие поставщиков и т. д.), штрафов и неустоек можно будет избежать.

Сразу отметим, что сам по себе коронавирус форс-мажором в суде считаться не будет. Форс-мажором будет считаться то или иное последствие коронавируса, которое объективно препятствует или делает невозможным исполнение сделки.

Может ли коронавирус быть признан форс-мажором?

Полагаем, такая возможность существует. Кроме обстоятельств конкретного дела, следует оценить условия договора, применимое право, а также подход органа по разрешению споров, рассматривающий правомерность применения форс-мажора.
Условия договора, как правило, включают положение о форс-мажоре с перечнем фактов, которые стороны признают в качестве такового, и правовыми последствиями его наступления.

Наличие в перечне таких событий, как «эпидемии», «ЧС в здравоохранении», «действия властей», усиливает позицию, но сторона все равно должна доказать, что коронавирус или меры для борьбы с ним (закрытие границ, запреты на путешествия и иные меры, принятые властями) является форс-мажором.

Если договор не содержит положения о форс-мажоре, то нарушение договора из-за коронавируса можно попытаться обосновать по Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года (Венская конвенция), аргументируя следующим:

  • коронавирус или соответствующие распоряжения китайских властей являются препятствием вне контроля контрагента;
  • стороны не могли принять их в расчет при заключении договора (то есть для договоров, заключенных до вспышки коронавируса);
  • в определенных случаях избежать или преодолеть коронавирус или распоряжения китайских властей было невозможно.

Однако ситуации, когда совершить поставку было по сути возможно, но стало сложным или дорогостоящим, например, ввиду необходимости искать альтернативные маршруты в объезд закрытых регионов, то это вопрос квалификации обстоятельств как «затруднения» и применения его последствий.

Например, как это происходит с CNOOC — крупнейшим китайским покупателем сжиженного природного газа, который прекратил принимать поставки, ссылаясь на форс-мажор из-за коронавируса. Контрагент CNOOC отклонил уведомление о форс-мажоре, заявляя, что «если, во всех портах погрузки и разгрузки в Китае будет введен карантин, мы сможем принять это как реальный случай форс-мажорных обстоятельств. В настоящее время это не так». Аналогично сообщается, что китайские торговцы медью заявили о приостановке заказов и отмене поставок в связи с форс-мажором.

Обращаем внимание, что на сроки поставок могут влиять также изменения в количестве рабочих дней, если в них указан срок в контракте. Власти КНР в качестве одной из мер борьбы с эпидемией увеличивали продолжительность государственных праздников в этот период

Кроме того, факт признания форс-мажора не является автоматическим основанием для продления сроков завершения внешнеторговых операций.

Ограничения в работе предприятий и учреждений

В большинстве государственных и муниципальных учреждений введен закрытый режим работы. Действует ограничение приема граждан в связи с коронавирусом, оказание государственных услуг переведено в режим онлайн. Организации работают в обычном режиме, включая общепит, кинотеатры и культмассовый сектор. Но к их работе предусмотрены особые требования. Они отличаются в зависимости от сферы деятельности, но действуют и единые ограничения работы предприятий в связи с коронавирусом:

  • обеспечить дезинфекционный режим на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекцию оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
  • обеспечить проведение дезинфекции во всех рабочих помещениях, использование оборудования по обеззараживанию воздуха;
  • создать запас дезинфицирующих средств и СИЗ для работников;
  • выявлять лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу путем измерения температуры тела;
  • соблюдать ограничения в офисе из-за коронавируса по отношению к посетителям — они должны быть в масках;
  • применять меры социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товарами первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций);
  • ограничить или полностью отменить проведение массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).

Продление из-за уменьшения финансирования

Когда заказчика лишают финансирования вышестоящие инстанции, допустимо согласование отсрочки платежей, если к этому моменту заказчик получит иные ресурсы и это предусмотрено условиями договора. Рассказываем, как продлить срок оплаты муниципального контракта в связи с короновирусом, пошагово:

Шаг 1. Подготовить письмо, которое содержит:

  • реквизиты договора;
  • обоснование внесения изменений;
  • предложение о заключении доп. соглашения, которое вносит изменения;
  • приложение — проект соглашения.

Шаг 2. Согласовать и подписать конечный вариант соглашения.

Шаг 3. После подписания соглашения отобразить этот факт в реестре контрактов.

Нормативная база

Собрали документы, которые помогут разобраться в правилах и ничего не нарушить.

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать

Об увеличении времени исполнения контракта при уменьшении лимитов бюджетных обязательств

Письмо Минфина №24-03-07/15585 от 03.03.2020

Об изменении срока контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, сохранению объектов культурного наследия

Письмо Минфина №24-03-07/18880 от 12.03.2020

Об изменении существенных условий контракта с единственным поставщиком, в том числе цены и периода его исполнения

Письмо Минфина №24-03-07/99997 от 20.12.2019

О праве заказчика изменять существенные условия контракта с единственным поставщиком

Письмо Минфина №24-03-07/99602 от 19.12.2019

О пролонгации заключенных бюджетным учреждением госконтрактов в рамках закупок

Письмо Минфина №24-03-08/6836 от 06.02.2018

Расторгнуты госконтракты на детский отдых и выставки

Еще одной новеллой стало освобождение бизнеса от необходимости вносить на депозит обеспечение по госконтракту. Правда, только в том случае, если не требуется внесение аванса. По словам Дмитрия Готовцева, отказаться от обеспечения по остальным госконтрактам не представляется возможным, но он допустил возможность уменьшения размера обеспечения (сейчас 30% от стоимости контракта). Так что бизнесу придется все равно хранить деньги на депозите, отвлекая их от оборота. Зато Минфин разрешил во время пандемии проводить закупки без предварительного отбора поставщика.

Какие госконтракты прекращены? По словам Готовцева, их расторжение произошло в двух сферах — это организация отдыха детей в санаториях и проведение выставочных мероприятий. Во всех остальных областях контракты приостановлены.

Обобщая сказанное, Елена Дыбова высказала благодарность Минфину за оперативные решения. «Вы предотвратили коллапс в системе госзакупок. Бизнес мог бы утонуть в судебных разбирательствах» , — резюмировала она. Напомним, что еще 20 марта, на совещании президиума координационного совета по коронавирусу, премьер-министр РФ Михаил Мишустин предложил «решение, которое позволит смягчить негативные последствия от эпидемии», а именно прекратить штрафовать исполнителей по госконтрактам, если они нарушили свои обязательства.

Луиза Игнатьева

ЭкономикаБюджетФинансы Татарстан

Увеличили лимиты для закупок малого объема, изменили размер обеспечения, перенесли изменения в ФЗ-44

Обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств по контракту или договору в срезе Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе»

Основным изменением, которое коснулось данного закона, является включение в статью 33 указанного закона новых правил относительно заключения контракта.

Согласно новой , с 1 июля у заказчика появляется право установить требование о том, что потенциальный исполнитель обязан обеспечить исполнение своих гарантийных обязательств. При этом заказчик не имеет права установить требование о гарантийных обязательствах исполнителя контракта более, чем десять процентов начальной максимальной цены контракта.

Изменения коснулись также и . Основное изменение коснулось размера обеспечения исполнения контракта, которое должен предоставить исполнитель при заключении контракта. Данная часть будет работать при условии, что речь идет о закупках закрытым способом, то есть для исполнения гособоронзаказа — заказчик имеет право установить требование об обязательном предоставлении обеспечения исполнения контракта потенциальным исполнителем в размере от 0,5 до 30% от начальной максимальной цены контракта. Однако в этом случае будут некоторые нюансы, а именно:

  • если по контракту предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта должен быть равен размеру такого аванса;
  • если размер аванса по контракту будет выше, чем 30% от начальной максимальной цены контракта, то обеспечение должно быть установлено в размере такого аванса;
  • если условиями контракта предусмотрено казначейское сопровождение, и оно распространяется, в первую очередь, на выплату аванса, то обеспечение исполнения контракта предоставляется в размере, установленном заказчиком в процентном соотношении к начальной максимальной цене контракта, но уменьшенном на размер выплаченного аванса.

Еще одно изменение коснулось тех контрактов и договоров, которые имеют обязательное казначейское сопровождение. Для таких контрактов заказчик имеет право не устанавливать требование об обеспечении исполнения обязательств по контракту. Если же обеспечение будет установлено, то оно должно быть не более десяти процентов от начальной максимальной цены контракта.

Самозанятые граждане и участие в государственных и муниципальных закупках

Как получить отсрочку

  Согласно 44-ФЗ, отказаться от выполнения обязательств по контракту нельзя. Можно только получить отсрочку до тех пор, пока непреодолимые обстоятельства существуют. В сложившейся ситуации отсрочка действует до окончания пандемии.  

План действий при наступлении форс-мажора такой:

  1. В течение одного дня после его возникновения исполнитель сообщает заказчику о возникновении чрезвычайной ситуации, которая мешает подписать или исполнить контракт в установленные сроки.
  2. Исполнитель доказывает, что обстоятельства имеют непреодолимую силу и препятствуют исполнению обязательств. В противном случае он может получить штраф, пени или попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Способ доказательства в законе не указан, так что исполнитель составляет документ в свободной форме.
  3. Когда форс-мажорные обстоятельства перестают действовать, исполнитель уведомляет заказчика. На это тоже дается один день.

Как коронавирус повлияет на договорную работу?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector