Экономические последствия коронавируса
Содержание:
- Как повлиял коронавирус на экономику России?
- Жесткие меры — следствие нехватки знаний о вирусе
- Туристы и самолеты
- Где альтернатива?
- Жизнь на социальной дистанции и онлайн
- Прогноз экспертов Citi
- На длительность кризиса в России будут влиять нестабильность экономического роста и зависимость от «нефтяного фактора»
- Нефть, рубль и политика ЦБ — в группе риска
- Как пострадала мировая экономика из-за коронавируса?
- Противодействие вирусу в РФ
- Влияние COVID-19 на экономику США
- Существует три возможных сценария экономического кризиса в России и в мире.
Как повлиял коронавирус на экономику России?
Жесткие меры — следствие нехватки знаний о вирусе
Количество выявленных случаев заболевания вирусом COVID-19 во всем мире превысило миллион человек. Это число кажется огромным, если не думать о том, что население Земли с начала текущего года увеличилось на двадцать миллионов человек.
Уже более трех недель по всей Европе приняты беспрецедентные меры. Пятисотмиллионный ЕС закрыт на въезд и выезд. На улицах городов почти нет людей и машин. При этом весь технологический арсенал современности, который выстраивали все последние годы, неожиданно обрел смысл: людей регистрируют камеры с системой распознавания лиц и номеров автомобилей, траектории перемещений также легко отслеживаются. Но самое главное, что нигде, даже в свободолюбивой Европе, такой контроль не вызвал сколько-нибудь заметного отпора. Люди легко отдали себя во власть Большого брата. Почему? Что их так испугало?
Жесткая реакция властей скрывает под собой неполное понимание того, что же все-таки представляет собой новый коронавирус. Всемирная организация здравоохранения последовательно повышала оценку летальности — теперь она составляет немыслимые пять процентов. Эту цифру можно списать на заниженную статистику выявленных больных, но с фактом высокой заразности COVID-19 не поспорить. Последний пример: на флагмане Военно-морского флота США атомном авианосце «Теодор Рузвельт» с экипажем более пяти тысяч человек заболело уже более ста — это показывает, что в замкнутой среде вирус распространяется очень быстро. Во всяком случае, мы не вспомним, когда капитан авианосца последний раз запрашивал у Пентагона эвакуацию из-за вспышки на борту обычного гриппа. «Мы не на войне. Морякам не нужно умирать», — обратился к военному министерству Бретт Крозье.
Известно также, что инкубационный период вируса составляет до 14 дней, причем болеть можно и без симптомов. Поэтому неизвестно, как много именно бессимптомных больных. Поэтому почти везде, в том числе в России, власти решили не рисковать, и было принято решение фактически остановить экономику. Из-за длинного инкубационного периода делать это меньше чем на две недели вообще нет смысла, поэтому если уж идти по «жесткому» пути, то на месяц и более. Но интересен пример тех стран, которые максимально оттягивали введение таких мер, пытаясь нащупать свой путь. В Европе это в первую очередь Швеция и частично Нидерланды. В Азии — Южная Корея и Япония.
Так, главный эпидемиолог Швеции Андерс Тегнелл открыто заявлял, что большинство шведов должны переболеть, после чего страна сможет забыть о COVID-19. При этом наиболее уязвимые слои населения (людей старше 65 лет) при таком подходе предполагается изолировать, а остальные могут работать. До конца марта Швеция оставалась последней страной ЕС, где работали школы, детские сады, бары, рестораны и проч. В Швеции даже были протесты против такого решения (соответствующую петицию подписали более двух тысяч местных врачей и ученых). Но 50% ВВП Швеции зависит от экспорта, поэтому остановка экономики в буквальном смысле летальна. Меры пока можно считать эффективными — активная фаза эпидемии в стране началась в первых числа марта, но до сих пор количество ежедневных новых случаев заболевания не превысило нескольких сотен.
В Нидерландах решили пойти по пути контролируемого заражения — людям разрешено выходить из дома и даже работать, но собираться в группы нельзя. Пожилые люди изолированы.
Южная Корея пошла по пути массового тестирования — тесты в стране общедоступны, их результаты появляются быстро, а заболевший обязан самоизолироваться. Такая система позволила быстро выявить значительную часть зараженных и уменьшить распространение вируса. Очевидно, что небольшим странам легче обеспечить такой тотальный мониторинг, хотя для этого должна быть высокая доступность тестов. Не исключено, что постепенно при смягчении карантина весь мир пойдет по такому же пути.
Туристы и самолеты
Эпидемия – очевидная угроза для туристической отрасли. Причем в случае Китая сильно пострадает как выездной, так и въездной туризм. Еще несколько дней назад российские чартерные перевозчики начали массово отменять рейсы в КНР – так поступили Azur Air, который перевозит клиентов туроператора Anex Tour, iFly из группы Tez Tour и Nordwind. А с 1 февраля Россия приостановила все пассажирское авиасообщение с Китаем, кроме четырех рейсов «Аэрофлота» и его партнеров в Пекин, Гуанчжоу, Шанхай и Гонконг. На частный въезд туристов из Китая запрета пока нет, но крупнейшие туристические онлайн-агрегаторы страны пока свои сервисы отключили, ориентировочно до 9 февраля.
Потери авиаотрасли эксперты пока не оценивали, однако сумма ущерба может быть некритической: как говорила «Русской службе Би-би-си» аналитик «ВТБ Капитала» Елена Сахнова, из почти 130 млн пассажиров, перевезенных российскими компаниями в 2019-м, на китайское направление пришлось всего 2 млн. Так, для «Аэрофлота» перевозки в Китай — это 4% от общего объема пассажиропотока и 5% ее выручки.
Ощутимее будут потери для туристических компаний. Как сообщила 30 января исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, ущерб для операторов, занимающихся выездным туризмом в Китай (прежде всего на курортный остров Хайнань), прогнозируется в диапазоне 500-700 млн рублей. Из-за ограничений на Хайнане не смогут отдохнуть около 33 000 россиян, предварительно купивших путевки, уточняла глава АТОР.
С еще большим риском сталкиваются компании, которые массово возят китайских туристов в Россию. Въезд туристических групп из КНР заморожен с 28 января до нормализации обстановки. При этом именно Китай в первом-третьем кварталах 2019-го был крупнейшим «поставщиком» туристов в Россию – по данным АТОР, в этот период в страну с туристическими целями въехали 1,3 млн китайцев, на 21% больше, чем годом ранее. По оценке ассоциации, только в январе-марте 2020-го из-за введенного карантина потери «въездного» турбизнеса могут достичь $100 млн.
Где альтернатива?
Нассим Талеб в одной из своих недавних статей пишет, что в моменты системных кризисов спасение касается прежде всего тех, кого спасать уже не надо. Так, в кризис 2008 года основной объем спасительной ликвидности был направлен на банки, которые всего два года спустя, в 2010-м, выплатили себе огромные бонусы. При этом за последующие десять лет настоящие причины слабости мировой экономической системы разрешены не были.
Глубинная причина слабости мировой экономики, прежде всего западных стран, к которым относится Россия, — маленький объем реального производства. В индустрии создается основная часть добавленной стоимости, которая, по сути, является следствием преобразования ресурсов природы в пригодные для потребления товары.
Если элиты стран найдут в себе силы вновь устремиться к росту богатства, а не к его перераспределению, то основные усилия будут сосредоточены на развитии реального сектора и фундаментальной и технической науки. Даже сам опыт пандемии будет подталкивать к этому. Чего не хватает странам, столкнувшимся с бедствием? Медицинского оборудования, элементарных средств защиты, быстрой реакции науки, научно обоснованного качества санитарно-эпидемиологического контроля, а вовсе не интернет-сопровождения.
Структура экономик уже сейчас начнет меняться в сторону промышленности и сельского хозяйства. Всего месяц мировой эпидемии, но в России мы уже фиксируем перенос промышленных заказов из Китая внутрь страны. Блиц-опрос предпринимателей показывает, что состояние производственных компаний куда более устойчиво, чем компаний сектора услуг. В большинстве из них говорят, что легко восстановят прежние объемы при размораживании спроса после снятия карантина, а в условиях льгот по аренде и налогам будут развиваться.
Так что мир будущего с меньшей вероятностью будет состоять из безработных или временно занятых сотрудников сектора услуг. Скорее это будет мир рабочих, инженеров и предпринимателей реального сектора, а также сопровождающего это развитие ученых фундаментальных секторов науки. С точки зрения функционирования социума это не будет миром самоизоляции, а напротив, миром плотных реальных коммуникаций.
Жизнь на социальной дистанции и онлайн
Сегодня правительства разных стран принимают серьезные меры, чтобы минимизировать экономические последствия коронавируса. Они затрагивают сферу занятости, торговлю, образование и транспорт. К примеру, во многих странах уже запущены комплексные государственные программы по борьбе с безработицей, включая организацию дистанционного обучения на дому.
Устраняются различные препятствия в сфере логистики, чтобы обеспечить бесперебойные поставки товаров первой необходимости в магазины. Как никогда развивается онлайн-торговля и бесконтактная доставка. Что касается сферы образования, то здесь учебные заведения переходят на работу в дистанционном формате, а малоимущим студентам предоставляется бесплатный доступ в интернет.
В тех же четырех сферах эксперты предсказывают и ряд долгосрочных изменений. «После пандемии число работающих удаленно существенно вырастет, как и деловых встреч в онлайн-формате. Будут развиваться форматы гибкой занятости, а также по совместительству», — сказал порталу управляющий директор и старший партнер, председатель BCG Россия Владислав Бутенко.
Эксперты также прогнозируют снижение спроса на общественный транспорт, причем в ближайшее время. В долгосрочной перспективе население будет переходить на альтернативные виды транспорта.
Прогноз экспертов Citi
После появления тревожных новостей, многие компании, которые имеют экономические отношения с Китаем, заявили о том, что страны ждет экономический кризис, выйти из которого будет не так просто. На днях появился доклад аналитиков финансового конгломерата Citigroup.
В нем была опубликована информация о снижении стоимости за баррель нефти. До того момента, как была зафиксирована вспышка вируса, стоимость была 55 рублей, но потом цена начала постепенно опускаться. Снизился и спрос нефти со стороны Китая.
Представители Citigroup считают, что Китай в ближайшее время сократит покупку черного золота на 20 % в сутки, а пассажиропоток уже рухнул на 70 % и грузовые перевозки сократились на 40 %.
Снижение цен на нефть из-за вспышки коронавируса может затормозить рост ВВП России в 2020 году на 0,28 %. Ущерб экономике РФ из-за коронавируса может обнулить положительный эффект, ожидаемый вследствие введенных В. В. Путиным мер по поддержке семей с детьми.
На длительность кризиса в России будут влиять нестабильность экономического роста и зависимость от «нефтяного фактора»
Нефть, рубль и политика ЦБ — в группе риска
Если вирус удастся нейтрализовать в ближайшее время, то последствия распространения вируса будет небольшими и в первую очередь коснутся ВВП Китая и взаимодействующих с ним стран. Если же борьба с ним затянется, то это может привести к началу мировой рецессии, пишут аналитики сразу нескольких инвесткомпаний. Moody’s прогнозирует глобальный кризис в случае, если распространение вируса выйдет из-под контроля.
«Если экономические последствия распространения и борьбы с вирусом окажутся достаточно серьезными, то это может не только еще больше замедлить рост мировой экономики, но и запустить рецессию», — соглашается и Владимир Брагин из «Альфа-Капитала».
Распространение вируса в любом случае скажется на России. На Китай приходится свыше 12% всего российского экспорта, а значит, вспышка инфекции предполагает дополнительные трудности для экономики, которая и без того растет довольно вяло, отмечают аналитики инвесткомпании «Атон» в опубликованном в пятницу обзоре. Впрочем, РЖД, прервав 30 января и грузовое, и пассажирское сообщение между Россией и Китаем, в тот же день отменили запрет на грузоперевозки. Препятствий для торговли между двумя странами пока нет.
Главные негативные факторы для России — это падение цен на нефть, сокращение числа туристов из Китая и потери от транзитных потоков. Котировки нефти марки Brent в январе уже потеряли 12,6% стоимости. Нефть находится под давлением, так как Китай — один из крупных потребителей сырья. Кроме того, снижение числа авиаперевозок также приведет к снижению потребления топлива. ОПЕК планирует собрать экстренное заседание по вопросу о коронавирусе. Российский министр энергетики Александр Новак считает, что распространение нового вируса может привести к снижению мирового спроса на нефть. Он сказал в пятницу, 31 января, что Россия готова реагировать совместно с другими нефтедобывающими странами ОПЕК+ в случае последствий для рынка нефти.
По словам главного экономиста Nordea Bank Татьяны Евдокимовой, пока о конкретном влиянии на Россию говорить сложно — нужно понять, как долго продлится эпидемия. Единственное, на что точно влияет распространение вируса — это курс рубля. С начала января рубль по отношению к доллару уже потерял чуть больше 2 рублей, или 3,35%.
Еще одно возможное последствие для экономики — влияние на политику Банка России. Из-за нестабильной ситуации как ЦБ, так и регуляторы других стран могут пересмотреть свою мягкую кредитно-денежную политику. «С учетом внешней нестабильности мы не исключаем, что ЦБ может принять более осторожный подход к дальнейшему смягчению ДКП», — пишут аналитики «Атона». В прошлом году российский регулятор на фоне слабого роста экономики и низкой инфляции снижал ключевую ставку пять раз, до 6,25% годовых.
Как пострадала мировая экономика из-за коронавируса?
Стоит отметить, что ограничения на перемещение, социальное дистанцирование и карантинные меры, призванные уменьшить распространение вируса, конечно, оказывают влияние на экономику, но не являются ключевыми проблемами. Гораздо большее влияние на экономику оказывают увеличение сроков доставки грузов и новые особенности таможенного декларирования.
По данным аналитики KPMG, одной из крупнейших в мире аудиторских компаний, все последствия covid 19 можно разделить на краткосрочные, которые начали проявляться с первого дня пандемии, и на долгосрочные, которые будут преследовать мировую экономику много лет.
Краткосрочные последствия
Ограничение экспорта медпрепаратов и СИЗов
Многие страны с началом пандемии ограничили экспорт медикаментов и средств защиты, чтобы насытить ими внутренний рынок. Это ограничение, с которым столкнулись многие страны уже в первые дни эпидемии коронавируса. При этом некоторые юрисдикции, напротив, отменили пошлины и проверки для ускорения импорта всего необходимого в свои страны.
Логистические проблемы
Для компаний которые занимаются логистикой и транспортом, а также импортируют продукцию или комплектующие, задержки в транспортировке создают логистические проблемы, приводят к задержкам сбыта и нехватке складских мощностей. Многим компаниями пришлось серьезно пересматривать свои цепочки поставок.
Снижение спроса
Эксперты KPMG отмечают, что потребительский спрос на “несущественные” товары сильно сократился, что снизило экономическую активность в некоторых секторах. В условиях кризиса, население отдает предпочтение медицинским товарам и предметам первой необходимости, а только потом планирует иные покупки.
Изменение привычных бизнес-стратегий
Долгосрочные последствия
По мере того, как мир начнет приходить в себя после кризиса, KPMG предполагает развитие следующих тенденций.
- Усиление политики, направленной на лицензирование медицинской продукции.
- Многие страны начнут пересматривать подход к внутреннему производству, поэтому слоган “покупай местные товары” может стать справедливым и для Европы.
- В будущем существенно увеличатся риски управления цепочкой создания стоимости. Многие компании будут стараться расширить базу поставщиков и уменьшить зависимость от китайских поставок. А также будет увеличен контроль транспортных и логистических рисков в компаниях.
- Будет повышаться приоритет гибкой системы складов.
Компания по управлению рисками Coface провела анализ экономики ведущих европейских стран в условиях коронавируса. В разрезе стран цифры довольно разные, так пострадавшая больше других итальянская экономика сжалась на 18,5%, португальская — на 14,1%, французская — 13,1%. Для французской экономики это падение стало самым существенным со времен Второй мировой войны.
Любопытно, что ВВП некоторых восточно-европейских стран и стран Балтии упал в разы меньше: Литва — на 5,1%, Латвия на 7,5%, Чехия — на 8,4%.
Противодействие вирусу в РФ
Новая инфекция начала развиваться в административном центре Ухань китайской провинции Хубэй в конце декабря прошлого года. За это время в Китае уже более 31,1 тыс. человек заболевших, а количество умерших на 7 февраля 2020 года превышает 638 человек. Смерть от коронавируса уже зафиксирована далеко от территории Китая – на Филиппинах и в Гонконге.
Чтобы ограничить распространение вируса по территории России, было полностью прекращено железнодорожное сообщение между КНР и Россией. На данный момент в РФ зафиксировано только два случая заболевания. Эпидемиологическая ситуация в стране остается спокойной.
Влияние COVID-19 на экономику США
Экономические проблемы США, связанные с Китаем
На экономику США большое влияние оказывает Китай. Эта страна является одним из крупных потребителей американских товаров, а также здесь производится большая их часть. Из-за эпидемии коронавируса китайцы потребляют меньше иностранных товаров. Эта проблема особенно остро заденет американских автомобильных производителей (за февраль продажа автомобилей сократилась на 92%), бизнес, связанный с современной микроэлектроникой, и некоторые другие отрасли. Если говорить о числах, то проблема сокращения потребления американских товаров в Китае не выглядит такой опасной. Американский экспорт в Китай составляет около ста миллиардов долларов, а вся экономика США — 21 триллион долларов. Так что масштабы трагедии не так велики для ВВП Соединённых Штатов.
Но вот от сокращения производства американских товаров в Китае негативный эффект будет более ощутимым. Фабрики и города были закрыты на карантин, перемещения по стране сильно ограничены. Всё это плохо отразилось на промышленности Китая, а значит, и на экономике Соединённых Штатов, ведь стоимость импортируемых США из Китая товаров оценивается в 350 миллиардов долларов. Многие американские компании предпочитают дешёвый труд китайцев, поэтому имеют здесь свои производства (Apple, многие известные американские бренды одежды и другие).
Безработица
Безработица становится всё большей проблемой для экономики США. Ещё в феврале её уровень был самым низким за последние 50 лет — около 3,5%. Но сейчас этот показатель очень резко ухудшился. Только в конце марта — начале апреля (за неделю) около 6,7 миллионов американцев написали заявления на получение пособий по безработице. Это почти в 10 раз больше рекордного ранее недельного показателя, зарегистрированного в 1982 году.
Актуальные данные говорят о том, что уровень безработицы в Соединённых Штатах уже сегодня достигает 12-13%. Заявления на пособия по безработице массово пишут во многих штатах:
- Штат Гавайи — 22% трудоспособного населения;
- Штат Мичиган — 21% трудоспособного населения;
- Штат Пенсильвания — 20% трудоспособного населения.
Аналитики предсказывают, что к концу эпидемии от 15 до 30 миллионов американцев потеряют свою работу, а это около 20% от общего числа трудоспособного населения США.
Всеобъемлющая экономия
Следствием безработицы стало существенное сокращение потребительского спроса. Люди, потерявшие работу (или те, кто ожидает это в ближайшее время), начинают экономить на всём (данные в сравнении с февралём):
- продажи одежды сократились на 50%;
- продажи мебели упали на 27%;
- автомобили и запчасти для них стали покупать на 25% реже.
Общий объём продаж ритейлеров сократился (в среднем) на 9% в сравнении с февралём.
В самой плохой ситуации оказался малый и средний бизнес. У небольших предпринимателей практически нет резервных средств для того, чтобы перенести продолжительный кризис. Согласно статистике, только один из трёх американских владельцев малого бизнеса сможет выдержать четырёхмесячный кризис. При этом президент Федерального банка Филадельфии Патрик Харкер предвещает, как минимум, полугодовой спад потребительского спроса.
Но и после окончания эпидемии в США покупатели вряд ли начнут также активно совершать множество покупок, как это было ранее. По результатам опросов, лишь около 20% американцев сразу смогут вернуться на прежний уровень жизни. Остальные будут копить средства и дожидаться глобальной победы над коронавирусом.
По прогнозам аналитиков, падение ВВП США во втором квартале 2020 года может достигнуть 40%. МВФ заявляет, что по итогам года экономика США сократится на 6%.
Существует три возможных сценария экономического кризиса в России и в мире.
·»Мягкий кризис» с быстрым, в течение года, восстановлением от наихудших проявлений и последствий кризиса и возвращением к докризисной траектории к 2022 году
Этот сценарий описывает самый мягкий вариант кризиса (верхняя оценка). Его вероятность составляет около 15-17%. Предположительно, нынешний кризис представляет собой кратковременный сбой в отношении как эпидемии (которая должна закончиться к середине года), так и работы экономического механизма.
·»Жесткий кризис» с переходом российской и мировой экономики к циклическому кризису
Этот сценарий описывает наиболее вероятный вариант кризиса с вероятностью около 55-57%. В мировой экономике проблемы, связанные с карантином, шоком предложения и растущей нестабильностью на финансовых рынках (с ожидаемым ростом маржинальных требований из-за ухудшения качества обеспечения) обычно приводят к полномасштабному циклическому кризису, длившемуся около двух лет.
·»Шок» с длительными структурными изменениями в российской и мировой экономике
Этот сценарий является попыткой оценить возможные последствия худшего сценария. При таком сценарии в российской экономике произойдет «идеальный шторм», сильно пострадавший от эпидемии коронавируса, глубокой трансформации мировой экономики и резкого падения цен на нефть. Вероятность довольно высокая, стоящая на уровне 28-30%.