Власти москвы рассказали будут ли закрывать храмы из-за коронавируса

Работают ли церкви в связи с коронавирусом

На фоне стремительного распространения коронавируса в России с 28 марта была объявлена всеобщая самоизоляция. В городах и населенных пунктах временно закрылись рестораны, косметологические и спортивные заведения, торговые центры. Продолжили работу только предприятия непрерывного цикла, медицинские клиники, аптеки и продуктовые магазины.

В связи с этим у многих верующих появился вопрос, не закроют ли на время карантина и церкви. Богослужения в храмах традиционно проходят в многолюдной обстановке, что нежелательно в условиях эпидемии. К тому же отнести церкви к жизненно-важным для горожан учреждениям все-таки нельзя.

В настоящий момент храмы в России работают в обычном режиме. Закрытия на карантин не предвидится, церковь можно посещать во время коронавируса, хотя при этом священники рекомендуют тщательно соблюдать правила профилактики.

Внимание! С подтвержденным диагнозом COVID 19 верующим необходимо оставаться дома. В такой ситуации поход в храм на богослужение станет безответственным поступком и поставит под угрозу здоровье всех прихожан.

Как проходят службы в церкви при коронавирусе

В связи с эпидемией некоторые особенности богослужений изменились. Новые правила в церкви при коронавирусе позволяют не распространять инфекцию среди прихожан:

  1. Ложку после Причастия протирают проспиртованным платком после каждого человека.
  2. Просфоры раздают в одноразовых гигиенических перчатках.
  3. Пить прихожанам предлагают из одноразовых стаканчиков, каждому индивидуально.
  4. Для протирания губ дают бумажные салфетки, которые затем сжигают. Платками только протирают ложки для Причастия и держат реликвии, причем после службы подвергают ткань стирке и кипячению.
  5. Святую воду регулярно меняют. Крещения проводят строго индивидуально для каждого из младенцев. Воду в купель каждый раз набирают новую, а саму емкость еще и тщательно дезинфицируют.
  6. Помазание совершают при помощи ватной палочки или бумажной салфетки. И то, и другое после использования сжигают.

Санитарные нормы в храмах соблюдаются очень тщательно, все предметы общего пользования постоянно обеззараживают
Важно! При причастии в церкви во время коронавируса прихожанам рекомендовано отказаться от целования Чаши, креста и рук священнослужителя.

Как церковь борется с коронавирусом

Во время эпидемии храмы не только меняют правила богослужений, но и предпринимают дополнительные меры профилактики коронавируса в церкви. Среди них можно перечислить:

  • дезинфекцию богослужебных сосудов, после каждого использования их тщательно протирают и омывают кипятком для уничтожения вирусов и микробов;
  • заботу о свежем воздухе, в храмах, приходах и монастырях установлены обязательные графики проветриваний;
  • очищение икон, в период коронавируса прихожанам в принципе не советуют прикладываться к ликам святых, однако на всякий случай регулярно протирают их спиртовыми растворами;
  • измерение температуры у священников, по утрам для сотрудников храмов проводится обязательная термометрия, о недомогании служители церкви должны сообщать игуменам и настоятелям;
  • личную гигиену — священники обязаны мыть руки не реже, чем 1 раз в 2 часа.

Меры предосторожности от коронавируса в церкви предусматривают временную приостановку работы воскресных школ, кружков и секций

Рекомендации православной церкви в связи с коронавирусом

После объявления нерабочих дней с 28 марта и до 30 апреля патриарх Кирилл выступил с официальным обращением к верующим. В своем воззвании он отметил, что работа церквей при коронавирусе продолжается, но напомнил православным христианам о подвиге Марии Египетской — подвижницы, на протяжении 47 лет прожившей в пустыне в полном одиночестве. Патриарх заявил, что обращаться к Богу и служить ему можно не только в храме, но и дома, и попросил верующих не покидать своих квартир до улучшения эпидемиологической обстановки.

Верующим людям не запрещено появляться в храме, но и врачи, и священники рекомендуют временно оставаться дома

Как вести себя в церкви при коронавирусе

Несмотря на эпидемию и карантин, церкви остаются открытыми и не отказываются принимать прихожан. Однако людям рекомендуют соблюдать дистанцию около 1,5 м друг от друга и не нарушать правил профилактики. Ограничения в церкви в связи с коронавирусом, принятые еще в марте, советуют верующим с симптомами ОРВИ оставаться дома, не только ради собственного здоровья, но и в интересах других прихожан.

Как причащаться в церкви при коронавирусе

Православная церковь однозначно утверждает, что таинство Причастия не может быть отменено ни при каких обстоятельствах. Но традиционная процедура действительно представляет опасность с точки зрения инфицирования. Поэтому в церкви при коронавирусе сейчас причащают очень аккуратно. В частности, санитарные правила вводят:

  • дезинфекцию ложки с Христовыми тайнами;
  • одноразовую посуду для «запивки»;
  • раздачу просфор в гигиенических перчатках;
  • миропомазание одноразовыми ватными палочками.

Правила поведения в церкви при коронавирусе советуют самим причащающимся не целовать руки священника, крест и чашу, а ограничиться поклонами.

Кесарю кесарево, а Божие Богу?

Первой весточкой нежелания подчиняться решениям светских властей стало заявление управляющего делами патриархии митрополита Дионисия (Порубая), распространившего циркулярное письмо со словами: «Вопрос об ограничении доступа в храмы для присутствия за богослужениями может быть рассмотрен в случае введения властями режима, ограничивающего пользование общественным транспортом, а также посещение публичных мест, таких как торговые учреждения, организации общественного питания и другие».

В ответ на запрет посещения храмов в Санкт-Петербурге правовое управление Московской патриархии сделало заявление о нарушении права на свободу совести, гарантированное Конституцией.

Что касается Москвы, то предписание главного санитарного врача Елены Андреевой от 11 апреля не было воспринято в штыки. Напротив, Московская патриархия выпустила за подписью митрополита Дионисия, выступавшего против закрытия церквей за две недели до этого, циркулярное письмо о необходимости соблюдения предписаний.

Соблюдение карантинных мер во время пасхальных богослужений было отдано под ответственность местных епархий.

Итогом недоговороспособности патриархии со светскими властями стали самоличные решения иерархов на местах. Ограничения на посещение пасхальных богослужений коснулись 43 епархий. В 42 епархиях эти решения были проигнорированы.

Богословие коронавируса

Такое поведение связано не только с разными темпами распространения коронавируса, но и с неспособностью выработать универсальный богословский ответ. Духовенство разделилось на COVID-диссидентов и тех, кто поддержал ограничение на посещения богослужений. Паства, привыкшая слепо следовать за своими священниками и епископами, оказалась растерянной. Привычный уклад резко изменился, а нововведения консервативной частью были восприняты как вредный модернизм и наступление на свободу.

Что такое храм? Как совершать причастие в условиях эпидемии? Все эти вопросы остались без ответа со стороны патриархии. Зато COVID-диссиденты смогли сформировать устойчивую философию.

Не допускаются никакие изменения привычного хода вещей. Братия Троице-Сергиевой лавры прямо отказалась выполнять инструкции патриархии и постановила ничего не менять. В результате на сегодняшний день от коронавируса скончались девять насельников, многие переболели, в том числе епископ Питирим (Творогов), ректор Московской духовной академии, расположенной там же. При этом сам епископ Питирим подтвердил, что заразился именно в храме.

Его тёзка епископ Сыктывкарский Питирим (Волчков) заявлял, что «масочки для маловерных», а в храме вирус не живёт, «ибо в храме всё свято». Всё это произносилось тогда, когда в Коми было зарегистрировано уже 500 случаев заболевания. Апогеем его антикоронавирусной риторики стало пророчество, что к Пасхе новая болезнь будет побеждена.

«Старица сказала, что в эту пятницу (Страстную. – τ.) Господь сораспнёт с собою этот коронавирус. Господь посмеётся над этим коронавирусом. Распнёт его и в ад пристроит. Коронавирус, который должен был короновать антихриста, будет сокрушён. Мы будем праздновать Пасху всенародно в этом и других храмах», – сказал в проповеди Питирим.

Только спустя почти неделю после официального объявления пандемии Синод РПЦ выпустил «инструкцию» по мерам предотвращения распространения коронавируса.

И среди глав епархий Питирим не одинок. Ему вторят епископ Каменский и Камышловский Мефодий, епископ Звенигородский Питирим, архимандрит Никон (Дубляженко) и другие.

Официальным рупором COVID-диссидентов стал сайт «Русская народная линия». Со страниц сайта протоиерей Андрей Ткачёв, протодиакон Владимир Василик и многие другие сообщают читателям, что в храме эпидемии нет, а вирус через причастие не передаётся.

Все они выразители позиции консервативного крыла Русской православной церкви. Однако и в этой среде не всё однозначно. Митрополит Псковский Тихон (Шевкунов) неоднократно заявлял, что всякий говорящий, что в храме невозможно заразиться, – лжец. Сам Тихон, не дожидаясь решения властей, закрыл храмы для массовых богослужений, где было возможно, благословил служить на улице у храмов и рекомендовал верующим воздержаться от паломничества в Псково-Печерский монастырь.

Открытый вызов

Открытие храмов, которое началось в регионах, не снимает вопросов, стоящих перед Московской патриархией, а только обостряет их. Значительное сокращение пожертвований уже стало проблемой. Ограничения же по количеству верующих в храме на квадратный метр тоже не принесут существенных финансовых вливаний.

РПЦ входит в кризис, из которого легко не выйти. Слишком отчётливо сформировались два взгляда на роль Церкви в России.

Богословская дискуссия о новых формах церковного благочестия до сих пор не выработалась. Единственная структурированная позиция представлена фундаменталистским крылом РПЦ, и патриархии противопоставить ей нечего.

Испорченные отношения властей и епископата вряд ли примут прежнюю форму, хотя на официальном уровне многое останется по-прежнему. РПЦ входит в кризис, из которого легко выйти не удастся. Слишком отчётливо сформировались два взгляда на роль и место Церкви в стране. И от того, насколько грамотно патриархия и лично патриарх Кирилл смогут ответить на вызовы посткоронавирусной ситуации, зависит жизнь Церкви на ближайшее десятилетие.

Угроза справа

В целом же поведение митрополита Тихона – это не только пример пастырской заботы о прихожанах и духовенстве, но и показатель грамотного диалога с властями. В своих интервью и высказываниях на тему коронавируса он подчёркивал своё тесное взаимодействие с губернатором Псковской области Михаилом Ведерниковым. Каждое слово и действие митрополита – пример грамотного антикризисного управления, при котором принимаются конкретные меры, будь то снижение епархиальных сборов или громогласное слово пастыря, призывающего не ходить в храм в условиях эпидемии ради ближних. Но случай Тихона скорее исключение.

Консервативное крыло РПЦ уже ставит свою лояльность под сомнение.

Говоря о том, что к Церкви у государства неправильное отношение, оно возлагает на него вину в том числе и за разорение приходов, живущих на пожертвования, большую часть которых составляют доходы в период Великого поста и Пасхи. Протодиакон Владимир Василик пишет: «Нынешняя ситуация – “лакмусовая бумажка”. Она показала, как государство реально относится к своим гражданам. В том числе, разумеется, к священнослужителям».

На этом фоне «либералы» в РПЦ, призывающие не ходить в храм, оказываются лоялистами патриархии и властей.

Католики и лютеране: без масок нельзя

В Софийском соборе, главном православном храме Великого Новгорода, к верующим обратился протоиерей Александр Ранне: «Если есть основания думать, что заболел кто-то рядом, воздержитесь от прикосновения к иконе, к священнику. Примите это как испытание». Ни священник, ни прихожане, обступив амвон плотным полукольцом, не использовали маски.

Воскресная служба в Софийском соборе

Иные христианские конфессии более осторожны по отношению к коронавирусу. Так, священник католического храма святых апостолов Петра и Павла в Великом Новгороде встречает прихожан в маске: «Без масок заходить в храм сейчас нельзя».

Католический приход в Новгороде маленький, а храм большой – в советское время здесь располагался кинотеатр «Родина». В воскресенье, за час до начала утренней мессы двери открыты, но внутри никого нет, кроме настоятеля отца Алексея. По его словам, приход работает в обычном режиме с поправкой на меры безопасности.

– Но много людей сейчас мы и не ожидаем, придет, наверное, человек десять. Все прихожане должны быть в масках, – говорит он.

С ним солидарен и активный участник многих мероприятий прихода, органист храма Илья Довгий.

– Я считаю, что нет повода для паники. Да, нужно ограничить контакты. То же самое мы делаем, когда объявляют эпидемии гриппа, другого коронавируса, и это правильно. Для христианина все эти тревожные вести – это повод задуматься о вечном, о смысле жизни, о смысле нашего существования, – говорит Довгий.

Спустя час мессу действительно посетило всего несколько человек. Они распределились по разным лавкам на большом расстоянии друг от друга. В таком режиме работают католические храмы по всей стране, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где мессы священники служат без прихожан – это решение папы римского.

Александр Кузнецов

– Конечно же, мы стараемся быть законопослушными и благорассудительными гражданами, – говорит епископ Лютеранской церкви Карелии Александр Кузнецов. – Если есть такая опасность, мы сказали своим прихожанам, чтобы они оставались дома: молились, делали домашние дела, сохраняли спокойствие. Мы восприняли требования спокойно. Храм закрыли, но у нас есть несколько братьев, которые проводят богослужения без прихожан.

Маленький карельский город Сортавала стал убежищем для москвичей и петербуржцев. Атмосфера в городе похожа на новогоднюю: очень много жителей Москвы и Санкт-Петербурга приехали отдыхать, поэтому заполнены все гостиницы.

БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ:

Травы, водка и сауна: неэффективные советы для борьбы с коронавирусом

Сам отец Александр призывает соблюдать карантинный режим. Местную лютеранскую кирху пришлось закрыть для посетителей, несмотря на то что Сортавала является центром карельской лютеранской общины. Епископ входит в состав городского штаба по противодействию коронавирусной инфекции и относится к ней со всей серьезностью.

В Сортавале и в целом в Карелии всего пять случаев заражения коронавирусной инфекцией. Но епископ всех призывает находиться дома: «Непосещение церкви не дает же человеку опасения, что он потеряет спасение Бога».

В Русской православной церкви за рубежом ввели «советские меры» для борьбы с вирусом и перешли на домашнее окормление прихожан, рассказал корреспонденту сайта Север.Реалии архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский РПЦЗ Софроний Мусиенко. Он привел в пример Богоявленский мужской монастырь в Дедовичском районе, где живет 25 человек.

Софроний Мусиенко

– Монастырь на самоизоляции, – говорит архиепископ. – У нас все дверные ручки обвязаны бинтами и политы антисептиком. И каждый, кто берется за эту ручку, уже обрабатывает руки автоматически. Такой забытый дедовский метод от любой инфекции. Необходимости отдельно дезинфицировать лжицу или использовать одноразовые стаканчики у нас нет, потому что мы всех знаем наперечет, знаем, какое самочувствие, а из посторонних никто не приходит. По возможности выезжаем к прихожанам на дом для причастия. Коронавирус – это попущение Божие для того, чтобы нас повернуть лицом к Богу, чтобы мы обратились к семье, чтобы больше посмотрели внутрь себя. Мы рассматриваем коронавирус как обыкновенную инфекцию, которая более страшная, более ужасная. Но это не особый огонь с неба или другие египетские казни.

Как церковь относится к коронавирусу

Не существует единой реакции церкви на коронавирус, каждый из батюшек высказывает собственное мнение. Но в среднем позиция православия такова — инфекция есть, и она действительно представляет высокую угрозу. Однако, как и любая человеческая беда, она остается, прежде всего, испытанием, посланным Богом, а, значит, противостоять ей нужно, в том числе молитвой и заботой о душе.

Православная церковь о карантине по коронавирусу отзывается сдержанно. Как отмечают настоятели, храм для верующего человека является домом Божьим. Поэтому даже в минуту тяжелых испытаний трудно представить, чтобы христианин отвернулся от этого дома и перестал верить, что Бог сможет защитить его от болезней. По мнению священников, коронавирус — это причина вспомнить о Боге, а не отвернуться от него. Вместе с тем при ухудшении эпидемиологической обстановки церковные службы можно и пропустить, греха в этом не будет, если христианин уделит время молитве в домашних условиях.

Церковь рекомендует верующим при посещении храма держаться в стороне от других людей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector