Образование в условиях коронавируса

Вопросы-ответы

Минпросвещения отвечает на вопросы, касаемые обучения школьников, студентов и абитуриентов.

Какие решения будут приняты относительно ЕГЭ и ГИА? Возможна ли отмена экзаменов?

Для 9-х классов принято решение о переносе досрочного и основного этапов сдачи выпускных экзаменов. Основной государственный экзамен (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ) пройдут в сроки с 8 июня по 31 июля. Регионы сами определят основные и резервные сроки проведения экзаменов по русскому языку и математике в рамках этого периода. ОГЭ по предметам по выбору в 2020 году проводиться не будет.

Пересдать предметы можно будет в дополнительный период в сентябре. 4 сентября планируется провести экзамен по русскому языку, 7 сентября – по математике. Резервные дни для проведения экзаменов в дополнительный период: 14 сентября – русский язык, 15 сентября – математика, 18 сентября – русский язык и математика.

Срок начала основного периода ЕГЭ-2020 также перенесен, планируется, что экзамены начнутся 8 июня. Проект нового расписания в настоящее время опубликован для общественного обсуждения.

Министерством сформирован перечень образовательных ресурсов, которые помогут всем школьникам вне зависимости от места проживания и технических возможностей продолжать учиться и готовиться к выпускным экзаменам.

Также на следующей неделе будет запущен обязательный телепроект, который предоставит расширенный образовательный контент для старшеклассников для подготовки к выпускным экзаменам. Уроки будут транслироваться ежедневно на Общественном телевидении России.

Что будет с проверочными работами?

После консультаций с педагогами, регионами, представителями образовательного сообщества и родительским сообществом мы приняли решение о переносе Всероссийских проверочных работ с конца этого учебного года на осень 2020 года.

Результаты этих работ не будут являться формальной аттестацией самих школьников, а прежде всего, нужны для оценки уровня знаний учащихся.

Состоится ли в этом году финал Всероссийской олимпиады школьников?

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников в 2020 году проводиться не будет. Участники регионального этапа, завершающие учебу в 2020 году и набравшие проходной балл, установленный Министерством, признаются призерами олимпиады.

Остальные участники регионального этапа, которые также набрали проходной балл, получают право участвовать в заключительном этапе олимпиады в 2021 году без обязательного участия в школьном, муниципальном и региональном этапах.

Могут ли учителям сократить заработную плату?

Выплаты педагогам и работникам образовательных организаций на период дистанционного обучения сохраняются в полном объеме

Министерство просвещения обращает внимание субъектов на неукоснительность соблюдения оплаты труда педагогов и выполнения всех показателей, в период дистанционной работы школ

Еще до перехода на обучение дома было принято решение о дополнительной выплате классным руководителям в размере 5000 рублей с сохранением всех региональных выплат. Это решение остается в силе.

COVID-19. Общая информация

Коронавирусная инфекция COVID-19 – это потенциально тяжёлая острая респираторная инфекция.

Коронавирусная инфекция может протекать как в форме ОРВИ легкого течения, так и в тяжёлой форме в виде вирусной пневмонии, которая влечет за собой дыхательную недостаточность с риском смерти.

Вирус новый, и у людей иммунитет к нему не сформирован, поэтому к нему восприимчивы все люди, независимо от возраста.

Симптомы заражения COVID-19 схожи с симптомами обычной сезонной ОРВИ:

  • чувство усталости;
  • повышение температуры;
  • кашель и боль в горле;
  • затрудненное дыхание.

Но при этом новый коронавирус имеет ряд особенностей, которые объясняют всю опасность этого заболевания:

  • высокая скорость распространения (в 3 раза выше, чем у гриппа);
  • заразиться вирусом, можно в инкубационный период (т.е. разносчик вируса, еще сам не в курсе, что болен);
  • отсутствует вакцина от данного заболевания, а также какие-либо эффективные противовирусные медикаменты;
  • при неблагоприятном течении COVID-19 приводит к двухсторонней пневмонии с дыхательной недостаточностью;
  • высокая летальность.

На сайте https://coronavirus-monitor.ru/ отражена актуальная статистика случаев заражения коронавирусом по всему миру.

Что делать с ДО после окончания пандемии

Доля людей, считающих, что дистанционную форму обучения в школах после окончания эпидемии необходимо оставить в качестве основной, невелика: даже среди самых технически продвинутых участников образовательного процесса она не превышает нескольких процентов. Примерно поровну разделились голоса тех, кто полагает, что «дистанционку» следует использовать только в экстренных случаях, и сторонников смешанных форм обучения – традиционных и онлайн.

Если говорить не о будущем, а о настоящем, то опросы показывают скептическое отношение респондентов к ДО: более 90% учителей уверены, что онлайн-обучение не способно заменить традиционные уроки; почти 40% родителей считают «дистанционку» каникулами; две трети детей мечтают поскорее вернуться к привычному режиму. Кроме того, почти 80% педагогов отметили, что работы с переходом на дистанционное образование стало больше.

Говорить о каких-то однозначных тенденциях и делать общие выводы, конечно, еще рано, но кажется вероятным, что в будущем онлайн-форматы, как и сейчас, будут активно использоваться, особенно в тех случаях, когда их применение дает преимущество. Выполнить онлайн несколько тестов и получить мгновенную обратную связь, чтобы понять, какие темы нужно подтянуть? Прекрасно. Заниматься дистанционно с опытным педагогом из другого города, поскольку в твоем населенном пункте нет профильных классов по нужному предмету? Отличный выход. Но зачем использовать платформу, в которую просто закачаны отсканированные страницы обычных школьных учебников? Низкое качество электронных материалов – один из сдерживающих факторов перехода к онлайн-формату.

«Перевернутый класс»

В то же время большая вовлеченность учеников в работу достигается при условии, если учитель ведет онлайн-уроки на базе доступных образовательных платформ. В этом случае педагогу рекомендуется использовать технологию смешанного обучения в формате «перевернутого класса», когда основной упор на онлайн-занятиях делается на отработке умений и навыков, интерактивном консультировании, новый материал отдается на самостоятельное освоение.

«Технология «перевернутый класс» подходит дистанционному обучению гораздо больше, чем традиционный урок с объяснением нового материала. Педагог может оптимизировать рутинные задачи и использовать готовые уроки с любой из доступных цифровых платформ. В этом случае на онлайн-уроке он должен обязательно взаимодействовать с обучающимися: настроить их на работу, часто обращаться с вопросами, разбирать задания и т. д.», — говорится в документе.

В пресс-службе Минпросвещения ТАСС подтвердили подлинность данных рекомендаций. «Министерство на регулярной основе ведет методическую поддержку регионов по вопросам сохранения и реализации качественного образовательного процесса, данные рекомендации предназначены и применяются, прежде всего, в точечных случаях, там, где школы или конкретные классы предпринимают те или иные меры в целях защиты здоровья. Отметим, что на сегодняшний день школ, закрытых по причине COVID-19, менее 0,02%», — сообщил представитель пресс-службы.

Фантастический сценарий

Всегда любопытно читать прогнозы, переворачивающие наше представление о возможных сценариях развития школьного образования, даже если они больше напоминают сюжет научно-фантастического произведения, чем строго обоснованное заключение эксперта.

Если исходить из того, что онлайн отменяет границы, то почему бы не пофантазировать и не представить, как ученик школы из отдаленного населенного пункта дистанционно учится в образовательной организации крупного города. Фантастический вариант, скажете вы? Однако ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования Института образования Высшей школы экономики (Инобр ВШЭ) Олег Федоров считает, что это вполне реально, и даже дает схематичное описание: «Базовое образование должно быть качественным в ближайшей школе к дому, а дальше начинается рыночный механизм в хорошем смысле слова. Скажем, базовая математика заканчивается в 9-м классе, а дальше начинается набор курсов и мест для их изучения по выбору. Например, тригонометрия в Президентском физико-математическом лицее №239 Санкт-Петербурга, а математическая логика в Лицее Вышки».

По мнению эксперта, это не только повысило бы качество получаемых знаний за счет конкуренции, но и сильно изменило бы отношение к школьному образованию.

Мое мнение: следует использовать открывающиеся возможности онлайн-обучения для выбора учебных курсов и мест изучения, особенно для глубокой профилизации в старших классах. Но я не представляю, как наша система учета детей и подушевого финансирования образовательных организаций справится с фактом обучения одного школьника сразу в нескольких школах, которые к тому же могут быть расположены в разных субъектах РФ. Для способных и мотивированных детей из небольших населенных пунктов это отличная возможность учиться у педагогов из лучших школ страны, а для региональных управлений и департаментов образования – фактически неразрешимая организационная задача по учету и контролю.

Обзор документа

Минобрнауки дало ряд поручений в рамках предупреждения распространения коронавируса.

В организациях Министерства и образовательных, научных организациях, их общежитиях усилят синитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия.

Обучающимся из Китая продлят каникулы до 2 марта 2020 г. Это время будет учтено в учебном графике. По истечении каникул учебная программа 2019-2020 учебного года будет реализована в полном объеме.

Рассмотрят возможность дистанционного обучения студентов, находящихся в Китае, с помощью электронных средств.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Цифровое неравенство

В нашей стране далеко не у всех детей имеется техническая возможность учиться дистанционно. Так, например, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов обратился к жителям города с просьбой помочь компьютерной техникой малообеспеченным семьям и школьникам, у которых нет собственных планшетов и ноутбуков. Таких, по словам губернатора, в городе насчитывается почти 17 тысяч. 

Губернатор Московской области Андрей Воробьев заявил, что учащиеся подмосковных школ, у кого нет компьютеров, смогут получить их на время карантина, обратившись к своим педагогам и директорам. Родители должны для этого написать заявление и получить необходимое оборудование под расписку.

Если даже в таких субъектах РФ, как Санкт-Петербург и Московская область, обладающих развитой инфраструктурой и большим промышленным, научно-техническим и культурным потенциалом, возникают сложности, что уже говорить о не самых богатых регионах страны.

Очевидно, что все оказались по-разному подготовлены к переходу на онлайн-обучение. Скажем, школы в Сингапуре, Москве или Нью-Йорке уже несколько лет используют цифровые системы управления учебным процессом и коммуникации с детьми и родителями. При переходе к дистанционному формату учителя и школьники используют не только отсканированные страницы обычных учебников, но и интерактивные задачники, целые цифровые среды для самообразования.

Но во многих субъектах РФ дела обстоят не так радужно. Минпросвещения и Рособрнадзор недавно сообщили о запуске проекта «Школа равных возможностей». Самое время в рамках этого проекта оказать помощь регионам, школам, учителям и семьям, чтобы не допустить преобразования цифрового неравенства в неравенство образовательных результатов.

Обзор документа

Опрос педагогов: система не готова

«Можно уверенно сказать, что первый стресс-тест система выдержала», – пишут Игорь Реморенко и Исак Фрумин. Вот с этим можно поспорить.

6 апреля российские школы возобновили обучение в дистанционном формате. Весь день образовательные онлайн-сервисы работали с перебоями из-за высокой нагрузки. Сообщения о неполадках в работе платформ появились в соцсетях. В частности, пользователи из разных регионов страны жаловались на недоступность сервисов РЭШ, «ЯКласс», «Дневник.ру» и «Учи.ру».

Аналитический центр НАФИ с 20 по 27 марта провел опрос российских педагогов, работающих в школах и университетах. Две трети школьных учителей (68%) считают, что система российского школьного образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение в условиях пандемии, и лишь четверть (24%) полагают, что школы и педагоги к переходу готовы.

Таблица из пресс-релиза НАФИ

Педагоги жаловались на техническое оснащение их образовательной организации. Большинство (61%) оценили его на тройку, и только 15% указали, что их организация оборудована «очень хорошо».

Школьные учителя отмечают, что многие ученики не могут обучаться дистанционно либо из-за отсутствия технических средств, либо из-за неумения использовать цифровые инструменты. Почти каждый пятый учитель (19%) отметил, что до половины всех школьников в их потоке дистанционно учиться не смогут. Каждый десятый (10%) указал, что таких учеников в потоке может быть больше половины.

Прогнозы большинства российских учителей и преподавателей вузов относительно влияния перехода на дистанционное обучение на уровень подготовки учащихся негативны: 66% считают, что качество знаний снизится, 28% – останется без изменения, 6% – повысится.

Таблица из пресс-релиза НАФИ

Региональные и отраслевые документы:

• Постановление Правительства Санкт-Петербурга №904 от 11.11.2020

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 №121

Ознакомиться

• Постановление Правительства Санкт-Петербурга №901 от 05.11.2020

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 №121

Ознакомиться

• Постановление Комитета образования Санкт-Петербурга от 28 мая

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 №121

Ознакомиться

• Письмо Комитета образования Санкт-Петербурга от 18 мая

О поэтапном возобновлении деятельности образовательных учреждений города

Ознакомиться

• Письмо Комитета образования Санкт-Петербурга от 15 мая

Главам администраций районов Санкт-Петербурга об организации дистанционной работы педагогов

Ознакомиться

• Ответ Комитета образования Санкт-Петербурга Территориальной организации Профсоюза

О выплате заработных плат педагогическим работникам города во время действия режима ограничений

Ознакомиться

• Законодательное собрание Санкт-Петербурга от 8 апреля

О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»

Ознакомиться

• Изменения в «Социальный кодекс» от 8 апреля

О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»

Ознакомиться

• Распоряжение Комитета образования Санкт-Петербурга №898

Об утверждении методических рекомендаций об особенностях реализации образовательных программ начального общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Ознакомиться

• Заявление Координационного Совета Трёхсторонней комиссии Санкт-Петербурга по регулированию социально-трудовых отношений

О подтверждении общей партнёрской позиции профсоюзов, работодателей и правительства Санкт-Петербурга

Ознакомиться

• Постановление Правительства Ленинградской области от 12 июня

О внесении изменений в постановления Правительства Ленинградской области от 11 мая 2020 года №277 «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (Covid-19) на территории Ленинградской области»

Ознакомиться

• Постановление Правительства Ленинградской области от 29 мая

О внесении изменений в постановления Правительства Ленинградской области от 11 мая 2020 года №277 «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (Covid-19) на территории Ленинградской области»

Ознакомиться

• Заявление Президиума Ленинградской областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

О подтверждении общей партнёрской позиции профсоюзов, работодателей и правительства Ленинградской области

Ознакомиться

• Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

О мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции в образовательных организациях высшего образования

Ознакомиться

• Рекомендации Роспортебнадзора от 29 июля 2020 года

Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования

Ознакомиться

Работы у педагогов стало больше

Речь идет о необходимости осваивать приемы работы в условиях новых реалий на ходу: адаптировать учебную программу и контент к дистанционному формату, изучать и применять новые инструменты, сервисы и платформы, налаживать обратную связь с учениками и родителями. Исследования показывают, что трудозатраты педагогов в новых условиях возросли: у 50% учителей рабочий день увеличился в среднем на один-три часа, у 36% – более чем на три часа. Кроме того, многие учителя столкнулись как с нехваткой технологической и методической поддержки, так и с непониманием учеников и родителей.

Сложностей хватает, поскольку, как выяснилось, невозможно просто так взять и применить какую-либо систему дистанционного обучения в массовой школьной практике. И причина кроется не столько в технических деталях – мощных серверах или быстром интернете, хотя лишь немногим более половины учителей отметили, что им полностью хватает оснащения для проведения онлайн-уроков.

Гораздо важнее другое: существующие на сегодняшний день системы дистанционного обучения оказались ориентированы на обучение лишь мотивированных детей. Сами ученики отмечают, что онлайн-уроки – это занятия не для всех, а лишь для тех, кто хочет учиться. Для способных и мотивированных практически ничего не изменилось, особенно при нормальной организации обратной связи с педагогом. А вот многие из тех, кто и в классе не всегда учился, при переходе на «удаленку» вообще перестали что-либо делать, надеясь, причем не без оснований, что на второй год оставлять их не будут. Добавим, что почти 50% российских школьников считают дистанционное обучение каникулами.

Учебный процесс

«Минимальный уровень взаимодействия обучающегося с педагогом — организация самостоятельного обучения обучающегося. В этом случае педагог только пересылает задания и проверяет их», — говорится в рекомендациях.

В этом случае школьник выполняет задания в обычных тетрадях, при необходимости фотографирует и отсылает педагогу сделанное, педагог проверяет, делает пометки, также при необходимости фотографирует и возвращает обучающемуся. На основе анализа результатов учитель может внести необходимые коррективы в план-конспект последующих уроков, предназначенных для конкретного ученика.

Отмечается, что приемлемый уровень качества преподавания в дистанционном формате может быть достигнут, если педагог использует асинхронный режим обучения и готовые пакетные цифровые решения. В такой модели педагог работает на образовательной платформе и назначает задания, которые проверяются автоматически.

Без помощи государства не обойтись

Нет сомнений в том, что цифровые технологии не заменят учителя и живое общение, но сейчас ситуация такова, что в ближайшие недели альтернативы дистанционному обучению нет. Трудностей – технических и организационных – много, но школы, учителя, родители и ученики заинтересованы в их преодолении.

Во многих странах в пакеты правительственной помощи национальной экономике включены специальные ресурсы для системы образования. В России о дополнительной финансовой поддержке в этот сложный период школ, учителей и семей, воспитывающих школьников, пока речь не идет, если не считать сухих пайков для детей, имеющих право на бесплатное школьное питание, и отказ от штрафов за неоплаченные коммунальные услуги. Непосредственно с организацией образовательного процесса эта помощь не связана.

По предварительной оценке экспертов, для подписки школ на современные цифровые ресурсы, для преодоления цифрового неравенства и реализации новой эффективной модели использования цифровых технологий в школе и колледжах срочно нужно не менее 50 млрд руб. с последующим финансированием в 150 млрд руб. в год.

В проекте поправок к Конституции России говорится: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей». В условиях пандемии проверяется, как соотносятся наши декларации и действия.

Отсутствие методик и технологий

Ректор Московского государственного педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко полагает, что одно из препятствий на пути перехода из офлайна в онлайн – это отсутствие апробированных технологий работы с цифровым контентом.

С ректором МГПУ соглашается научный руководитель Инобра ВШЭ Исак Фрумин, заметивший, что все мы увидели, «куда было бессмысленно вкладывать деньги». По его словам, «очень много тратилось на цифровизацию контента, учебники, а сейчас оказалось, что этого контента очень много, а цифровых помощников, тренажеров слишком мало».

А учат ли сейчас студентов педагогических вузов методике проведения дистанционных занятий с применением современных сервисов и инструментов, таких, к примеру, как Zoom, ЯКласс или Google Класс? Многие ли в вузах способны научить будущих учителей эффективному проведению не только традиционных уроков, но и занятий в онлайн-формате? 

Пока, разумеется, поиск методик происходит «на ощупь», и едва ли кто-то возьмется утверждать, что те занятия, которые сейчас спешно разрабатывают и проводят учителя, в полной мере учитывают психолого-возрастные особенности школьников, строго соответствуют требованиям СанПиН и ФГОС, а также безукоризненно формируют универсальные учебные действия. Но кто посмеет бросить в них за это камень?

Возможно, разработка методик и технологий дистанционных занятий, как и переработка учебных программ в педвузах, – это одна из насущных задач ближайшего будущего.

Цифровое неравенство

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирный банк, рассматривая будущее цифрового и онлайн-обучения в школах, пристальное внимание уделяют вопросам образовательного неравенства. И все чаще в выступлениях экспертов встречается термин «цифровое неравенство»

Еще недавно казалось, что цифровизация школьного образования – это прямой путь к обеспечению равенства возможностей для всех школьников, независимо от мест их проживания и учебы, но сейчас эксперты оценивают ситуацию уже не столь оптимистично. Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Инобра ВШЭ, так характеризует реалии: 

Отсутствие в некоторых семьях компьютеров и планшетов, а также доступа в интернет усугубляет цифровое неравенство. Один компьютер на семью с двумя-тремя детьми школьного возраста тоже, по понятным причинам, не решит проблему. Если семья не в состоянии купить необходимое для онлайн-обучения оборудование, то государство, гарантирующее доступность образования, должно предоставить все необходимое.

В период пандемии значительная часть детей останется без поддержки, и для них это будет потерянное время. Таким образом, заключает эксперт, если государство не осознает масштаб проблемы, не даст поручения и не выделит требуемые бюджеты, образовательное неравенство в стране продолжит расти. Вот такой неутешительный прогноз, подтверждающий наши наблюдения: портал ActivityEdu писал и о причинах появления неравенства, и о недостаточности выделяемых бюджетных средств на образование, и о стремлении талантливой, деятельной, жаждущей самореализации молодежи в крупные города и столицы.

Такой показатель, как количество квадратных метров на одного человека, не имеет отношения к цифровизации, но мы же прекрасно понимаем, что невозможность организации полноценного рабочего места для ребенка дома будет приводить к усилению негативных тенденций. По обеспеченности жилплощадью Россия заметно уступает странам Европы и Северной Америки, и это следует учитывать, давая прогнозы о развитии дистанционного обучения.

Можно добавить, что нехватка жилплощади и постоянное нахождение в квартире большого числа людей может спровоцировать рост внутрисемейных конфликтов и домашнего насилия, причем как физического, так и психологического. Безусловно, этот вопрос детально не изучен, но для получения реалистичных оценок массового перехода на онлайн-форматы обучения нельзя игнорировать и эти факторы.

Резервные даты для итогового сочинения 11 классов перенесли с 6 на 25 мая

Если к тому моменту эпидемиологическая ситуация не стабилизируется, сочинение отменят?

Если эпидемиологическая ситуация и принятые в регионах ограничительные меры не позволят этого сделать, Рособрнадзор определит для них новые даты проведения данных процедур до начала государственной итоговой аттестации.

  • Резервный срок проведения итогового собеседования по русскому языку оставлен без изменения – 18 мая.
  • Уроки в интернете и домашние задания зачастую надо выполнять с использованием компьютерной техники. Где ее взять, если нет возможности приобрести?
  • Минпросвещения координирует работу регионов по организации помощи нуждающимся в компьютерной технике семьям и педагогам. Такую помощь уже получили более 250 тысяч учащихся и учителей.
  • Узнать о программах поддержки можно в территориальном органе управления образованием.
  • Также можно обратиться на сайт совместной акции Минпросвещения, АСИ и «Единой России»
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector