После коронавируса. будет ли жить туристический рынок?

Туризм – пока все плохо, но есть надежда на внутреннего туриста

Туристическая отрасль пострадала от коронавируса не просто в числе первых – люди начали отменять купленные заранее туры задолго до того, как в России заговорили о самоизоляции и закрыли границы. Кризис в туризме охватил весь мир – и несмотря на открытие некоторых границ в скором будущем, восстановления обозримые сроки никто не ждет.

Например, о возможном приеме туристов говорили в популярных у россиян Турции и Грузии – но там «открытие» туризма будет весьма условным – с большими ограничениями и неясными перспективами.

Представители российской туриндустрии настроены тоже скептически, но все еще надеются на запуск внутреннего туризма. Правда, руководитель компании Travel Marketing Group Алексей Новик рассказывает о таких возможных последствиях пандемии в туризме, как:

  • запрет продавать места рядом в самолетах;
  • запрет «шведских» столов (вместо них будет индивидуальное питание и официанты);
  • другие ограничения по нахождению людей в одном помещении;
  • регулярная дезинфекция.

Последствия будут очевидны – например, для отелей это будет снижение загрузки номеров и, что заставит владельцев повышать цены. То есть, в итоге за все заплатит турист.

Еще одна возможная тенденция, на которую указал эксперт – рост онлайн-сервисов в сфере туризма. Алексей Новик отмечает, что эта тенденция не нова, но пандемия дала ей новые силы:

Что касается внутреннего туризма, то о возможном его открытии уже заявили в Краснодарском крае – правда, с серьезными оговорками. Например, открыться смогут только учреждения с медицинскими лицензиями, а в своей работе они должны будут строго придерживаться правил дистанцирования. А власти Крыма, например, уже практически не надеются на курортный сезон – при том, что число заболевших там небольшое относительно других регионов.

Опубликован план открытия Европы для туристов

Еврокомиссия опубликовала руководство по восстановлению туризма в Европе летом текущего года после пандемии коронавируса. Соответствующие документы представлены 13 мая на сайте комиссии .

Согласно плану, чтобы открыться для туристов, государствам следует поэтапно и скоординированно запустить свободное передвижение и снять внутренний пограничный контроль — в первую очередь, между странами со схожей эпидемиологической ситуацией.

Помимо этого, с учетом новых принципов безопасности необходимо возобновить транспортные услуги — пассажирские перевозки воздушным, железнодорожным, автомобильным и водным транспортом — и работу объектов туристической инфраструктуры — отелей, гостиниц и других вариантов размещения, а также пляжей, мест отдыха, ресторанов, баров и кафе.

Вдобавок государствам рекомендуется разработать для путешественников специальные приложения на основе анонимных данных, позволяющие отслеживать потенциальные риски заражения коронавирусной инфекцией и вовремя об этом предупреждать. Еврокомиссия советует сделать туристические ваучеры максимально привлекательной альтернативой возмещения средств клиентам за отмененные поездки.

К новогодним праздникам

«Ситуация трудная, но не безнадежная», — заявил на круглом столе генеральный директор АО «Евролайнс» Райт Реммель . По его словам, до середины марта у «Евролайнс» (дочерняя компания Lux Express) было больше 200 отправлений в день, теперь осталось 28, и это только межгородские перевозки в Эстонии, где пассажиров мало.

«Все, что связано с международными перевозками, закрыто. Вся наша техника стоит, работники в простое», — отметил он. Зато появилось время подумать о том, как этот рынок — и туристический, и транспортный — изменится после пандемии.

«Бизнес-клиенты, которые привыкли проводить все свои совещания через Skype или Zoom, — будет ли им нужно перемещаться так, как раньше? Как потом они захотят покупать билеты — в кассе или только через мобильные приложения? Поэтому мы уже сейчас готовимся к открытию границ, но полноценное возвращение на рынок возможно только к новогодним праздникам. Для транспорта этот кризис потребует большего времени», — сообщил Райт Реммель.

Выживать бизнесу помогают меры поддержки, принятые властями Эстонии. Государство поддерживает работника через работодателя и уже на апрель и май пообещало компенсировать работникам как минимум 70% зарплаты (но не выше 1000 евро). В то же самое время предоставляют другие пакеты, в том числе по снижению налогов.

Бремя перемен

Между тем массовых панических настроений среди экспертов, работающих в принимающих компаниях, пока нет. Наблюдатели поясняют, что отсутствие китайских туристов в данный период не губительно для рынка въездного туризма, поскольку сейчас низкий сезон, а аннуляций по забронированным турам на лето нет.

Сун Бицзунь, представитель туристической компании из города Чэнду китайской провинции Сычуань, тоже настроена оптимистично: «У нас немало забронированных туров на лето в Москву, Владивосток, на Байкал, и ни один из них не аннулирован. Наши туристы отличаются стабильностью. Если они хотят ехать в Россию, то они туда поедут. Туристы ждут снятия запретов».

«Что касается января и февраля, то совокупно мы потеряем несколько тысяч клиентов, но если ситуация с коронавирусом разрешится в ближайший месяц, максимум два, то мы сможем компенсировать недополученную прибыль», — рассказал директор одной из российских принимающих компаний, пожелавший остаться неназванным.

Китайцы_3

Китайские туристы на берегу озера Байкал

Фото: РИА Новости/Игорь Онучин

При этом эксперт отметил, что когда речь заходит о китайском рынке и прибыли, то нужно понимать, что массовый китайский туризм по большей части лежит в серой зоне. «Как-то коллега из Китая сказал мне, что выездной рынок из Китая в Россию строится по принципу «деньги, потраченные китайскими туристами в России, должны вернуться в Китай». Фактически, так оно и происходило. Обслуживание практически всех туристических групп из Китая на территории России осуществлялось силами китайских компаний, которые владеют на территории России и транспортом, и ресторанами, и гостиницами, и гидами, и сувенирными магазинами», — рассказал эксперт.

И именно такие компании, по словам экспертов, сейчас испытывают значительные трудности. Что касается финансовых потерь отелей, то, по словам вице-президента Федерации рестораторов и отельеров Вадима Прасова, пока они не такие весомые. «Безусловно, отели Москвы и Санкт-Петербурга испытывают трудности от потери китайских туристов, особенно те отели, которые на 90% были заполнены туристами из Китая. Сказать, сколько таких отелей на территории Москвы и Санкт-Петербурга сложно, но они есть, и их не мало. Но не забывайте, что сейчас низкий сезон и пока паниковать рано», — говорит Вадим Прасов.

Эксперты убеждены, что нужно не паниковать, а с пользой использовать вынужденный период затишья. «Грядут перемены. Причем приятные. Очень надеемся, что будет принят закон о гражданстве и аттестации экскурсоводов. Сейчас в Госдуме идет обсуждение этого законопроекта. А также время без китайских туристов нужно использовать для привлечения туристов из других стран», — рассказал эксперт, пожелавший остаться неназванным.

А если это надолго?

Состояние тотальной паузы

Бизнесу нужны новые механизмы финансирования

Большая часть из тех 100 млрд долларов США, которые были выделены на поддержку турбизнеса, была оформлена как гранты, субсидии в помощь МСП и авиакомпаниям.

Однако прогнозы McKinsey говорят о том, что на восстановление глобального туристического рынка до уровня 2019 года может потребоваться от четырех до семи лет. И все это время будет наблюдаться существенный переизбыток мощностей: мест в отелях и провозной емкости.

Любому государству будет не под силу оплачивать простой такой инфраструктуры, а значит и должны быть пересмотрены способы финансирования туризма.

Недавнее исследование МСП в туристическом секторе, проведенное Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), показало, что более таких компаний прекратят существование в следующие несколько месяцев, а банкротство предприятий в таких количествах приведет к тому, что восстановление будет происходить значительно медленнее самых консервативных прогнозов.

Одним из вариантов может стать объединение доходов отелей, которые могли бы помочь владельцам и операторам активов управлять переменными затратами и убытками в будущем.

Например, отели, конкурирующие в одном районе (за один пляж, достопримечательность и т. п.), могут объединить доходы и убытки при работе с ограниченной пропускной способностью. Другими словами, вместо того, чтобы все отели работали с загрузкой 20–40%, часть отелей могла бы работать с более высокой загрузкой и делить доход с остальными игроками. Это позволит отелям оптимизировать переменные затраты и снизить потребность в государственном стимулировании. Неработающие отели могут направить стимулирующие фонды на ремонт или другие инвестиции, что повысит привлекательность этого направления. Правительствам необходимо будет выступать посредником между предприятиями посредством аудита или счетов условного депонирования.

Турбизнес не понимает, где искать помощи

Спасет диверсификация

«К сожалению, мы на помощь государства пока только надеемся», — отметил член совета директоров ПАО «Совавто — Санкт-Петербург» Сергей Петросян. От транспортников пока лишь только запросили справки о расходах и убытках, связанных с простоем, но даже в простой продолжаются лизинговые платежи, платятся налоги, есть социальные выплаты, оплачиваются сервисные контракты на обслуживание техники и т. д., и т. д.

«Мы в режиме «Ч» и надеемся на собственные силы»‚ — подчеркнул Петросян. Как и в кризисы минувших лет, компания намерена выстоять на рынке благодаря диверсификации: грузовые международные перевозки пока еще живы.

По его мнению, для многих компаний нынешний кризис — хороший повод для максимальной реновации. «По статистике, среднеевропейский перевозчик продает 85% своих услуг онлайн, у нас пока только 65%. Нам есть куда расти», — отметил Сергей Петросян.

Авторынок – сплошной кризис

Рынок новых автомобилей в России тоже ждет падение, о чем мы уже недавно писали. На него давят, с одной стороны, дефицит комплектующих из-за простаивающих заводов в Китае, а с другой – рост курса доллара и недостаток сбережений у потребителей, которые полтора месяца сидели без работы.

Как считает соучредитель сети автосалонов Евгений Катюшкин, автомобили после кризиса подорожают и это неизбежно:

  • для отечественного производства даже в условиях высокого уровня локализации производства доля импортных деталей пока таково, что авто подорожают на 5-10% – если, конечно, автопроизводителям не поможет государство;
  • импортные автомобили подорожают на 15-20%, но это пессимистичный расклад.

По итогам года, считает Катюшкин, сокращение продаж может оказаться весьма неприятным для рынка:

С другой стороны, кризис точно заденет продавцов автомобилей – профильная ассоциация уже обратилась к автопроизводителям с просьбой поддержать салоны, но, считает эксперт, сами производители находятся не в лучшей форме и вряд ли смогут чем-то помочь.

Единственное, на что стоит надеяться российской автомобильной отрасли – программы государственной поддержки «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Недавно в Минпромторге приняли решение увеличить финансирование программ на 2020 год, так что скидку в 10% при покупке нового российского автомобиля в кредит, скорее всего, можно будет получить без проблем.

Выиграть должны технологии?

Без технологий современный мир не смог бы бороться с коронавирусом – организовать массовое тестирование людей, обеспечить контроль их самоизоляции, и в случае необходимости предоставить лечение возможно лишь при современном уровне развития систем. В случае с Россией есть разные примеры: с одной стороны, «упавшие» Госуслуги подняли за день и сервис уже обработал 12 миллионов заявлений на новые выплаты семьям. С другой – «Социальный мониторинг» от Правительства Москвы работает со страшными сбоями и шлет штрафы тем, кто не смог ночью отправить свою фотографию.

Одним из последствий недостаточной «технологичности» экономик, как считает сооснователь IT-компании Александр Дужников, стал нефтяной кризис: остановка заводов сократила спрос на нефть, добычу которой пришлось серьезно снизить. А зависимость российской экономики все еще остается значительной:

Спрос на нефть уже скоро может начать восстанавливаться – он зависит, в основном, от возобновления работы транспорта, и кризис окажется краткосрочным. Но пандемия коронавируса потребует иного уровня работы бизнеса – и ему на помощь придут технологии. Как нам рассказал руководитель центра компетенций Роман Анютин, преобладающим трендом становится гиперавтоматизация.

Ее определяют как эффективную комбинацию взаимодополняющих наборов инструментов, которые позволяют на качественно новом уровне автоматизировать бизнес-процессы и дополнять человеческие возможности. По словам Романа Анютина, гиперавтоматизация связана с искусственным интеллектом, машинным обучением и другими современными концепциями:

Кстати, такие технологии уже скоро могут стать не просто «дорогими игрушками» для компаний, но и способом сократить расходы. Тот же Сбербанк заменил большую часть менеджеров среднего звена на искусственный интеллект, а также поручает ему и многие другие задачи. В будущем этот тренд может стать всеобщим – и это позволит экономике быстрее выйти из кризиса.

Ориентир — Япония

Китайские туристы, по словам экспертов, могут быть замещены гостями из Европы, Юго-Восточной Азии, стран Ближнего Востока. «Сложилась интересная картина: иностранные туристы, которые хотели поехать в Китай, аннулируют свои туры и покупают туры в Россию. У нас уже есть запросы от таких туристов из Южной Америки, Кореи, Японии. Скорее всего, это не станет массовой историей, но случаи есть. Положительно на спрос сейчас играют и цены на турпакеты, они несколько снизились, поскольку те же отели вынуждены снижать цены, чтобы заполнить избыток номеров, образовавшийся из-за отсутствия китайских туристов», — рассказал директор одной из российских принимающих компаний.

Особый интерес, по словам экспертов, представляет растущий японский рынок. По словам Артура Мурадяна, генерального директора компании Space Travel, туристы из Японии сегодня являются одними из наиболее платежеспособных с точки зрения своих трат. «Более того, они доверяют свой отдых именно российским принимающим компаниям, а это, безусловно, положительный момент. Отрадно, что с каждым годом японских туристов в России становится всё больше», — рассказал эксперт.

Согласно официальной статистике, за первые девять месяцев 2019 года Россия приняла 83,7 тыс. японских туристов, что на 22,2% превысило показатели аналогичного периода прошлого года. Самый активный рост японских туристов — порядка 65% — ощутили в Приморье. Край за девять месяцев 2019 года посетили 28,7 тыс. граждан этой страны.

Китайцы_5

Евгений Дыба, директор компании «Радуга-тур» из Хабаровска, подтверждает: «За прошлый год мы приняли на 30% больше туристов из Японии, чем в 2018 году. Японских туристов привлекает в наш регион удобная логистика, бюджетные цены на туры, разнообразие турпродукта и, конечно, возможность посещать наш регион по электронным визам, которые были введены для посетителей Дальневосточного федерального округа в 2017 году. В этом году у нас было несколько аннулированных броней из-за коронавируса, но сейчас продажи выправились. По итогам года рассчитываем на прирост на уровне 50%».

По словам Евгения Дыбы, многие компании Дальнего Востока, которые раньше были нацелены только на КНР, сейчас начинают замещать китайских туристов японскими. «Конечно, компаниям, которые работали только с китайским рынком, сейчас непросто. Многие сидят без работы. Да, безусловно, найти полную замену туристам из Китая нельзя, но таковы условия, и мы должны к ним приспосабливаться», — рассуждает Евгений Дыба.

Говоря о перспективах, эксперты отметили, что пока не берутся оценивать масштабы проблемы, что необходимо привлекать туристов из других стран. «Ориентироваться исключительно на китайский рынок нельзя, и мы в этом убедились. Все наши маркетинговые стратегии, по большому счету, были направлены на китайских туристов, пришло время начинать работу по активному привлечению туристов из других стран», — считает анонимный представитель турбизнеса.

Что в итоге предпринимать

Несмотря на закрытие границ и отмену авиарейсов, некоторая часть россиян все же намеревается съездить на отдых за границу. Это показывают результаты опросов (весьма удивительные – 25% опрошенных считают коронавирус выдумкой), правда, их проводили до того, как стало известно о полном запрете на въезд иностранцев в страны Европейского союза.

Пока россияне еще выбирают Таиланд, Турцию и ОАЭ, но, вероятно, закрытие этих направлений – вопрос времени. Соответственно, главный вопрос – стоит ли путешествовать по России, или лучше отказаться от передвижения даже внутри страны.

В ВОЗ и других международных организациях отвечают однозначно: побороть коронавирус можно лишь тогда, когда большая часть жителей добровольно себя изолирует. То есть, поездки внутри страны и даже внутри города являются фактором распространения заболевания.

Однако сейчас основная масса бронирований идет на летний период. Что будет летом – не знает никто. Большинство ученых считает, что с наступлением теплой погоды коронавирус будет распространяться заметно медленнее, а при жаркой температуре не будет распространяться вообще. Однако достоверно этого никто не знает – поэтому даже летний отдых все еще находится под угрозой срыва.

Бронировать туры по России, конечно, можно – если в итоге передвижение по стране будет ограничено, туроператор вернет деньги (но к тому времени рубль рискует обесцениться). Бронировать туры за рубеж все еще рискованно, если оказаться в «закрытой» стране, туристу будет крайне сложно вернуться к себе на родину (что случилось с некоторыми туристами в Египте). Еще один риск связан с тем, что не все компании, продающие туры, могут «дожить» до момента возврата денег.

В целом, ситуация в сфере турбизнеса остается крайне сложной, и перспектив на ее улучшение нет. Лучшим выходом для россиян остается отказ от поездок даже внутри страны, а также сведение к минимуму социальных связей. Поездка в любую страну мира может быть рискованной, причем этот риск весьма и весьма реален.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector