Где набираться опыта? как проходит практика студентов во время коронавируса
Содержание:
- Введение
- Семьи, жилье, питание
- Валерия, ГГУ им. Скорины, факультет психологии и педагогики
- Каких студентов отправят на практику
- Добровольно-принудительно
- Правила прохождения практики
- Обязательно ли проходить практику во время карантина
- Кратко о формате обучения и прохождения практики во время карантина
- Кристина, ГГУ им. Скорины, факультет психологии
- Виды студентов и допустимая практика
- Лучшие онлайн ресурсы для школьников
- Как в период коронавируса уточняются процессуальные нормы
- Применение законодательства о привлечении к ответственности
- Отказы студентов от прохождения практики
Введение
В настоящий момент системы образования во всем мире принимают меры по организации образования в условиях пандемии коронавируса (COVID-19). На 15 апреля 2020 года пандемией Сovid-19 затронуты более полутора миллиардов обучающихся в 191 стране мира , что составляет 91,3% всех учащихся в мире. В большинстве стран полностью или частично закрыты учебные заведения, а многие учащиеся переведены на дистанционное обучение. Закрытие школ и экстренный переход на дистанционное обучение школ сопряжены с очевидными проблемами, обусловленными главным образом недостаточным техническим оснащением (неготовность инфраструктуры массового дистанционного образования), отсутствием или слабой подготовкой педагогов к работе в новых условиях. Эти и другие проблемы бросают вызов системе образования в критической ситуации.
Одновременно, наряду с очевидными вызовами и проблемами, новый формат обучения предоставляет широкий спектр возможностей и перспектив для изменения и совершенствования образовательных систем, для которых критическая ситуация создает форсированные условия.
Семьи, жилье, питание
Сказать, что будет со студентами, семьи которых относятся к группам повышенного риска (пожилые родители, дедушки и бабушки, маленькие дети), достаточно сложно. С нашей точки зрения, эти факторы должно являться противопоказанием к работе в опасных условиях. Однако данный вопрос не урегулирован и в отношении квалифицированных медицинских работников.
Вопросы иных условий жизнеобеспечения студентов-практикантов (в частности, проживание, питание, проезд и т.п.), решаются на уровне субъектов РФ и на локальном уровне. То есть здесь все зависит от нормативных актов субъекта РФ и от договорных условий между образовательным и медицинским учреждениями, и естественно, эти условия будут разными для студентов разных образовательных учреждений в разных регионах. К примеру в Москве в условиях пандемии коронавируса медицинскому персоналу, занятому на работах с больными COVID-19, предоставляют возможность проживания поблизости к месту работы, питание, проезд и т.п. (см. Постановление Правительства Москвы № 410-ПП от 16.04.2020 «О мерах по обеспечению деятельности медицинских работников, участвующих в оказании на территории города Москвы медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию»).
Остальные вопросы прохождения практики и работы в ковидных клиниках решаются в лучшем случае на уровне региональных актов, а чаще «на местах».
Валерия, ГГУ им. Скорины, факультет психологии и педагогики
Свою практику я прохожу в Центре социального обслуживания населения Центрального района города Гомеля. Хожу туда почти каждый день, исключая выходные. Занятость бывает разная: два дня, например, я ходила туда всего на пять минут, по вопросам документации, а потом до конца недели была в центре по 5-6 часов.
В основном занимаюсь тем, что обзваниваю пожилых людей, предлагаю услуги по доставке продуктов и лекарств от лица центра. Сейчас это очень актуально из-за коронавируса. Однако, к моему удивлению, многие пожилые люди в нашем районе часто отказываются от подобного предложения.
Отказываются зачастую с долгим рассказом о жизни, благодарят за то, что им позвонили, рассказывают о том, кто им помогает в карантинной ситуации. Некоторые еще и пожелают много всего, особенно здоровья. Радует то, что пенсионерам помогают их дети и внуки.
Если касаться практики, то, конечно, с ней сейчас немного легче: стали пораньше отпускать. И студенты, и работники центра серьёзно относятся к защите: маски и перчатки нужно носить всегда, когда находишься в учреждении.
Жестко, но необходимо. Как живут студенты в закрытом на карантин общежитии
Подробнее
Каких студентов отправят на практику
В отличие от Приказа № 248 Приказ № 379/619 адресован всем руководителям организаций, реализующих образовательные программы высшего медицинского образования, вне зависимости от организационно-правовой формы и ведомственного подчинения. Согласно данному приказу организовать прохождение практики необходимо с 1 мая 2020 года. Для этого нужно обучить будущих практикантов минимальным требованиям к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции (краткосрочная дополнительная профессиональная программа (не менее 36 часов), предусмотренным приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» (далее – Приказ Минздрава № 198н).
Действие Приказа № 379/610 распространяется на:
- студентов 4-го и последующих курсов по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология» (из укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина» не вошла специальность «Остеопатия» и специальности из группы «Фундаментальная медицина»).
- студентов 2-х и последующих курсов по направлению подготовки «Сестринское дело».
Таким образом, Минздрав решил привлекать не всех, а студентов, обучающихся по программам высшего образования по обозначенным выше специальностям (далее по тексту «студенты» — это исключительно студенты соответствующих специальностей. То, как будут проходить практику иные студенты, получающие медицинское образование, остается за рамками настоящей заметки).
Действие Приказа № 379/610 не распространяется на обучающихся, проходящих практическую подготовку или осуществляющих трудовую деятельность в медицинских организациях на момент издания настоящего приказа (то есть на дату 27.04.2020).
Добровольно-принудительно
Другой студентке Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова отрабатывать практику придется в регионе. Баира (имя изменено) учится на пятом курсе в Институте клинической медицины. На время самоизоляции она уехала на родину – в Калмыкию.
Как и Елена, Баира будет работать в «зеленой зоне». Несмотря на то что у нее хроническое заболевание легких, проходить практику ей все же придется. «Надеюсь просто, что смогу выполнять работу, где контактирование с инфицированными не требуется», – уточняет студентка. Отказ влечет академическую задолженность, а она в свою очередь приводит к лишению стипендии, а в будущем иногда и отчислению, говорит Баира.
Чуть более оптимистично настроена Вероника (имя изменено). Она учится на пятом курсе лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета им. академика Е. А. Вагнера. О том, что практику ей придется проходить в отделении с коронавирусом, она узнала 30 апреля. В этот день вышел внутренний приказ университета. «Текст был крайне невнятный. В указе говорилось о добровольном согласии на практику, но в то же время и о том, что пройти ее обязаны все», – рассказывает Вероника.
БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ:
Из России: Как пациента с COVID-19 лечили в роддоме
Через некоторое время в группе университета во «ВКонтакте» появились комментарии о том, что практику можно будет пройти не только в больнице. Уточнялось, что студенты могут также относить еду и лекарства самоизолировавшимся, а также работать в штабе помощи пожилым. «Какую юридическую силу имеют эти комментарии, не понятно», – добавляет студентка.
Сама она пока планирует идти работать волонтером в коронавирусное отделение. Волонтером в больнице уже две недели работает москвичка Вера (имя изменено). Она учится на пятом курсе факультета фундаментальной медицины МГУ и работает в лаборатории университетской клиники МНОЦ МГУ.
«Называть волонтерством мою работу не совсем правильно. На самом деле я официально трудоустроена. В конце месяца должна получить сестринский оклад плюс 50 тысяч надбавки», – рассказывает Вера.
Изначально идти работать в больницу с коронавирусом она не планировала. «Я увидела, что наш медицинский центр перепрофилируется под COVID-19. Студентов приглашали работать. Я откликнулась, потому что это была родная уже больница и потому что хотела помочь, – добавляет студентка. – Я бы не назвала это альтруизмом, но поступить иначе я не могла. Кому еще отправляться на борьбу с новой инфекцией, как не молодым. В больницах много персонала среднего возраста. Им сложно долго ходить в костюмах и средствах индивидуальной защиты. У них также много дополнительных заболеваний».
Работать непосредственно с инфицированными Вера не стала, потому что у нее бронхиальная астма. В лаборатории она сможет принести врачам, которые работают в «красной зоне», гораздо больше пользы. «Я весь день на ногах: занимаюсь транспортировкой анализов, заполняю документы», – рассказывает Вера о своем рабочем дне в лаборатории.
Заразиться она не боится. «Подцепить вирус можно и в магазине. Если сильно об этом думать, нужно сидеть дома в инкубаторе и не выходить на улицу вообще. У нас достаточно средств индивидуальной защиты: мы носим их даже в лаборатории. Мазки тоже сдаем каждую неделю», – добавляет студентка.
Правила прохождения практики
Для тех студентов, кто не успел договориться о прохождении практики со сторонним предприятием и для кого нет возможности сдвинуть ее сроки (как правило, это выпускники), вузы и ссузы организуют прохождение практических занятий на базе самого учреждения.
В этом случае прохождение дистанционной практики состоит из следующих этапов:
- Выполнение задач, которые ставит перед студентами преподаватель-куратор.
- Консультации с преподавателями по видеосвязи и чату.
- Отправка выполненных работ на проверку по электронной почте.
- Работа над ошибками, если они есть.
- Подготовка отчета о прохождении практики с подробным описанием в соответствии с требованиями вуза.
Обязательно ли проходить практику во время карантина
Все учебные заведения России получили рекомендации Минпросвещения об организации дистанционной практики студентов. Но не все вузы и ссузы могут технически это сделать. Также не всем специальностям подходит дистанционный формат практических занятий.
Поэтому вас могут направить на практику в одно из жизнеобеспечивающих предприятий, которое работает и в условиях карантина. Что делать в таком случае?
Как реагировать на требование пройти практику с нарушением карантина
В этой ситуации у вас есть два выхода:
Проходить практику, строго соблюдая все меры предосторожности.
Обжаловать решение учебного заведения.
Прежде чем принять решение, хорошо подумайте. Вы выбрали будущую профессию, которая является востребованной и нужной людям в любой момент времени и от эпидемий и прочих непредвиденных обстоятельств не зависит. Условно говоря, завтра вы получите диплом и нужно будет выходить на работу, невзирая ни на что. Стоит ли в этом случае оспаривать решение вуза о прохождении практики?
Другое дело, если предприятие или организация, куда вас направили на отработку практических навыков, работает с нарушениями карантинных мер и несоблюдением правил социальной дистанции, масочного и перчаточного режимов. Об этом обязательно нужно сказать.
Куда жаловаться
Для обеспечения правовой и социальной защиты студентов ссузов и вузов Министерством просвещения РФ создан телефон горячей линии, по которому можно обращаться с 9:00 до 17:00 часов по московскому времени: 8 (800) 222-55-71.
Однако мы рекомендуем сначала попытаться решить этот вопрос с администрацией учебного заведения. Так как решение о переносе или не переносе практики принимает вуз, сообщить о прохождении практики в ненадлежащих условиях необходимо прежде всего руководству учебного заведения: научному руководителю, заведующему кафедрой, ректору или декану. Как правило, в интересах учебного заведения в такой ситуации будет пойти вам навстречу и отложить отработку практических занятий до улучшения эпидемиологической обстановки.
Кратко о формате обучения и прохождения практики во время карантина
Все учебные заведения России в короткие сроки перешли на дистанционный формат обучения. В большей степени к нему были подготовлены вузы и ссузы, у которых уже был опыт дистанционного взаимодействия со студентами-заочниками.
Дистанционный формат позволил студентам продолжить обучение, не покидая родных стен. Дистанционно студенты могли ознакомиться с материалом лекций. Все контрольные работы учащиеся выполняли самостоятельно и отправляли на проверку преподавателям. Но одно дело организовать дистанционный процесс обучения, другое дело — производственная и преддипломная практика.
Министерство просвещения РФ в апреле 2020 года направило в учебные заведения рекомендации по завершению учебного года и отработке практических занятий в условиях пандемии.
По большому счету, эти рекомендации оставляют право решения вопроса о прохождении практики студентами за вузами и ссузами.
В зависимости от направлений, на которых обучаются студенты, и технических возможностей учебных заведений в 2020 году существует несколько вариантов прохождения практики:
дистанционная практика на кафедрах вуза;
дистанционная практика в организации, с которой у студента есть договоренность;
обычная практика на предприятии, которому разрешено работать в период ограничительных мероприятий, с соблюдением всех мер предосторожности и социальной дистанции;
перенос практики на более поздний срок / следующий год, при невозможности ее прохождения в сложившихся обстоятельствах.
Кристина, ГГУ им. Скорины, факультет психологии
Свою первую практику я прохожу в Гомельском городском центре эпидемиологии, гигиены и общественного здоровья
В первый день я с некоторыми одногруппниками приехала в центр, где нам рассказали, какие документы необходимо сдавать, объяснили некоторые правила безопасности (особенное внимание уделили тому, как правильно пользоваться огнетушителем).
После мы создали беседу, по которой нам из центра присылают задания, которые мы обязательно выполняем дома. На первый взгляд, ничего сложного в этом нет, но на самом деле мы сидим над одним документом по четыре часа. Не думаю, что было бы как-то иначе, даже если бы не было ситуации с коронавирусом. Ведь в любом случае документацию нужно сдавать, учиться ее правильно оформлять для работы после университета.
Виды студентов и допустимая практика
Особое внимание важно обратить на то, что не всех студентов-практикантов направят в «зону риска» (т.н. «красную зону»), то есть непосредственно в МО, оказывающие медицинскую помощь пациентам с подозрением и подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции (далее – ковидные клиники). Студенты, у которых имеются медицинские противопоказания для работы с больными COVID-19, не направляются в МО, оказывающие медицинскую помощь пациентам с подозрением и подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции
Они направляются на практику в организации, указанные в ч. 4 ст. 82 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», за исключением ковидных клиник
Студенты, у которых имеются медицинские противопоказания для работы с больными COVID-19, не направляются в МО, оказывающие медицинскую помощь пациентам с подозрением и подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции. Они направляются на практику в организации, указанные в ч. 4 ст. 82 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», за исключением ковидных клиник.
Категория «здоровья» студента влияет не только на вид учреждения, где будет проходить производственная практика, но и на вид практической деятельности.
В пп. 2 п. 3 Приказа № 379/610 указано, что студенты с противопоказаниями для работы с больными коронавирусной инфекцией привлекаются для осуществления деятельности, указанной в п. 3 Приказа № 248 (перечислены выше). Получается, что данная группа студентов также будет участвовать в борьбе с пандемией, но на «тыловых» позициях. А именно путем обработки статистической информации, связанной с коронавирусной инфекцией; участия в подготовке информационных сообщений по вопросам, связанным с коронавирусной инфекцией; проведения профилактических и разъяснительных мероприятий среди населения по вопросам, связанным с коронавирусной инфекцией и т.д. Подчеркнем, что эти виды деятельности должны осуществляться в организациях, указанных в ч. 4 ст. 82 ФЗ № 273, за исключением МО, где оказывают медпомощь больным COVID-19.
Остальные, то есть «здоровые» студенты, не имеющие противопоказаний для работы с больными COVID-19, помимо указанной деятельности могут быть привлечены к участию в оказании всех видов медицинской помощи пациентам с подозрением и подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции (см. пп. 2 п. 2 Приказа № 379/610). Об условиях привлечения студентов к оказанию медпомощи больным COVID-19 далее. Здесь же заметим, что такое участие возможно исключительно под контролем педагогических работников образовательной организации и работников медицинской организации.
Наличие и отсутствие медицинских противопоказаний для работы с больными COVID-19 устанавливают, по всей видимости, в ходе медосмотра. Отдельных противопоказаний для данного вида практики законодатель пока что не определил. В любом случае все студенты обязаны пройти медицинский осмотр, получить соответствующее заключение, а данные осмотра должны быть внесены в медицинские книжки студентов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Лучшие онлайн ресурсы для школьников
Российская электронная школа
Это интернет-платформа, куда сами учителя выгружают сценарии своих уроков, материалы к ним, и сами занятия в видео-формате. Уроки и задания есть для всех классов, с 1 по 11, по всем основным учебным предметам, от алгебры и начал матанализа до технологии и физкультуры. Если чего-то все равно не хватает, можно поискать видео и задания на аналогичной платформе Московской электронной школы. Оба сервиса абсолютно бесплатные.
Яндекс.Учебник
Это сервис для учителей, рассчитанный на 1-5 классы. Он помогает составить индивидуальное домашнее задание из банка упражнений по самым разным темам и автоматически проверяет его решение.
Фоксфорд
Онлайн-школа, где есть не только видео курсы и задания для решения, но и индивидуальные занятия с репетиторами в онлайне. Основной упор здесь сделан на старшеклассников – много курсов для подготовки к ЕГЭ, поступления в специализированные вузы (например, математические или технические), и подготовки к олимпиадам. Есть платные и бесплатные версии.
Учи.ру
Крупная образовательная платформа, где есть целая система онлайн заданий для учеников разных классов и разной подготовленности. Курсы Учи.ру прошли научную и педагогическую экспертизу РАН. Есть платный и бесплатный контент.
Открытое образование
Это портал с онлайн-курсами от ведущих вузов страны. Обычно тут дается только сам материал в формате лекций, а вот домашние задания придется искать и отрабатывать самостоятельно. Зато здесь есть видео именно российских университетов, включая региональные – например, из Томска, Тюмени и Самары. Подойдет не только студентам, но и старшеклассникам! Все материалы доступны бесплатно.
Coursera
Это одна из самых известных платформ, куда выложены онлайн-курсы не только от вузов со всего мира, но и от IT-компаний. Помимо лекций в видео-формате, есть чаты с «одноклассниками» и преподавателями, а также домашние задания – тесты и небольшие эссе. Обычно за сертификат об окончании курса на Курсере надо платить, но в связи с пандемией сервис ввел бесплатный доступ к материалам.
Stepic
Это еще один портал с онлайн-курсами от крупнейших вузов и компаний. Основной акцент сделан на математику, информатику и программирование, хотя при желании можно найти и занятия по русскому языку. Помимо университетской программы, есть и курсы для подготовки к ЕГЭ (по русскому, информатике, профильной и базовой математике), а также разборы решений для отдельных заданий госэкзамена. Есть платные и бесплатные курсы.
Как в период коронавируса уточняются процессуальные нормы
Поскольку деятельность судов тоже попала под ограничения, в обзор судебной практики включены некоторые уточнения в отношении процессуальных вопросов. Так, судам рекомендуется:
- приостанавливать уголовное производство, если из-за введенных ограничений в ходе судебного разбирательства отсутствует обвиняемый (подсудимый);
- восстанавливать сроки совершения процессуальных действий, если участники дела пропускают их из-за ограничительных мер и изменений в работе органов и организаций;
- использовать системы видео-конференц-связи при проведении судебных разбирательств, требующих безотлагательного рассмотрения.
Применение законодательства о привлечении к ответственности
Большой и интересный для большинства работодателей блок решений содержит судебная практика по административным делам по коронавирусу из-за неисполнения требований санитарно-гигиенических требований и введенных запретов. Как объяснил ВС РФ, за нарушение мер, предусмотренных в федеральных и региональных НПА с целью установления режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, накажут только по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Ответственность по ст. 6.3 КоАП РФ наступает при нарушении санитарно-эпидемиологических норм, к примеру за нарушение предписанного режима изоляции после возвращения из стран, закрытых на карантин. Сотрудники органов полиции вправе составлять протоколы и по ст. 20.6.1, и по ст. 6.3 КоАП РФ. Помимо этого, в выявлении нарушителей санитарных норм участвуют инспекторы Роспотребнадзора, а правил поведения в условиях режима повышенной готовности — представители Росгвардии, МЧС, иные уполномоченные.
Важный момент, который повлиял на то, как складывается судебная практика по коронавирусу по КоАП РФ: Верховный Суд разрешил назначать любому субъекту ответственности (гражданину, должностному лицу, ИП, организации) наказание в виде предупреждения и снижать размер штрафа ниже минимального. Этой возможностью, к примеру, воспользовался Тверской районный суд г. Москвы. Судьи рассматривали ситуацию, когда организация не обеспечивала измерение температуры тела сотрудников.
Еще один пример — постановление Свердловского районного суда города Костромы по делу №5-938/2020 от 23.09.2020. Судьи назначили штраф в 2 раза ниже минимального за:
- допуск персонала к оказанию услуг общественного питания без проведения тестов на коронавирус;
- работу без средств индивидуальной защиты;
- несоблюдение дистанции 1,5 м между столами в помещении.
Отказы студентов от прохождения практики
Безумное количество поступающих вопросов связано с возможными отказами студентов от прохождения практики в предложенных условиях. Многие студенты по идеологическим соображениям не хотят бросаться на амбразуру и собственными телами латать дыры отечественного здравоохранения. Этому не помогают даже слухи о возможных бонусах в будущем при поступлении в ординатуру. Анонимная группа инициативных студентов и выпускников медицинских ВУЗов выступила с требованиями к Министерству Здравоохранения РФ о пересмотре условий Приказа № 378/619.
Чем же грозит такой отказ? Строго говоря, отказ от производственной практики расценивается как академическая задолженность со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нужно понимать, что после внесения соответствующих поправок в учебные планы, прохождение практики становится обязательным для студента, а значит он не сможет немотивированно отказаться от освоения образовательной программы своего образовательного учреждения. Вместе с тем, подчеркнем еще раз, по нашему мнению, из вышеприведенных норм следует, что студент, не имеющий противопоказаний к работе с больными COVID-19, не может отказаться от видов деятельности, указанных в п. 3 Приказа № 248, в МО, оказывающих медпомощь больным COVID-19, но может отказаться от оказания медпомощи таким больным (работы в «красной зоне»). В абз. 2 п. 5 Приказа № 379/610 прямо закреплено, что участие практиканта в оказании медпомощи больным COVID-19 допускается при условии согласия практиканта и при заключении им трудового договора с соответствующей МО.
Все остальные условия производственной практики, в том числе ее срок, вид поручаемой работы, режим работы и проч. определяются в договоре, заключаемом между образовательным и медицинским учреждением по типовой форме, утв. Приказом Минздрава России от 30.06.2016 № 435н. Порядок участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности утвержден приказом Минздрава РФ от 22.08. 2013 № 585н.