Будут ли школьники учиться летом 2020 года?
Содержание:
Почему сокращение летних каникул называют крайней мерой
В Министерстве просвещения возможное увеличение учебного года за счет летних каникул назвали крайней мерой. Глава ведомства пояснил, что для многих детей, их родителей, педагогов это станет стрессом. По данным опросов большинство участников образовательного процесса высказались против сокращения каникул. Несмотря на то, что во многих странах школьники отдыхают в среднем на месяц меньше, российские дети к этому не привыкли. Изменение графика обучения является серьезным шагом.
Соблюдаете ли вы карантин?
Да
54.83%
Нет
19.06%
Частично
26.12%
Проголосовало: 8113
По словам Сергея Кравцова все будет зависеть от того, какими темпами начнет распространяться коронавирус, насколько долго затянется карантин. Если ближе к осени станет понятно, что сентябрь или даже октябрь придется учиться дистанционно, вопрос о сокращении летних каникул придется рассмотреть всерьез. Такая форма обучения не может полностью заменить очную даже с учетом наличия большого количестве электронных платформ, специальных сайтов с видео уроками. За апрель и май у школьников уже могут накопиться некоторые пробелы в знаниях. Если пандемию остановить не удастся к осени, будет идти речь о том, чтобы новый учебный год немного удлинить за счет летних каникул.
В ведомстве выразили надежду на то, что все сложится хорошо. Пока учеба на август не запланирована. Школьникам нужно набраться сил перед новым учебным годом. Ситуация с вынужденной изоляцией негативно отражается на эмоциональном и физическом здоровье детей. Будет лучше, если они все-таки успеют погулять, позагорать, а осенью вернуться в классы.
Мне нравитсяНе нравится
Какие страны будут обучать детей онлайн?
Большинство стран либо открыли школы после первого карантина весной, либо намерены вернуться к обучению в школах с учебного года. В остальных обучение с нового учебного года останется дистанционным. Правительство США опасается повторить неудачный опыт по открытию школ в других странах весной этого года.
По данным института Хопкинса, США сегодня занимают первое место среди стран по количеству заражённых коронавирусом – почти 5,5 млн человек. Поэтому школьники будут обучаться дистанционно до конца учебного года.
Женщина добавила, что уже видно недовольство родителей.
«Жизнь в США дорогая, зачастую работают оба родителя. Поэтому некоторые уже возмущаются обучением детей дома. Не у всех есть возможность работать на удалёнке», – сказала она.
Как написал американский доцент кафедры образования Ричмондского университета Боб Спирс, неудачный пример Израиля может подсказать американским чиновникам правильное решение в вопросе возобновления обучения в школах.
Открытие после карантина в мае израильских школ способствовало новой вспышке коронавируса в стране. Среди заразившихся оказались школьники и учителя. Позже многие школы снова закрыли. Но Боб Спирс заметил, что возобновление учёбы в школах было лишь частью масштабного и раннего послабления карантинных мер по всей стране.
Без помощи государства не обойтись
Нет сомнений в том, что цифровые технологии не заменят учителя и живое общение, но сейчас ситуация такова, что в ближайшие недели альтернативы дистанционному обучению нет. Трудностей – технических и организационных – много, но школы, учителя, родители и ученики заинтересованы в их преодолении.
Во многих странах в пакеты правительственной помощи национальной экономике включены специальные ресурсы для системы образования. В России о дополнительной финансовой поддержке в этот сложный период школ, учителей и семей, воспитывающих школьников, пока речь не идет, если не считать сухих пайков для детей, имеющих право на бесплатное школьное питание, и отказ от штрафов за неоплаченные коммунальные услуги. Непосредственно с организацией образовательного процесса эта помощь не связана.
По предварительной оценке экспертов, для подписки школ на современные цифровые ресурсы, для преодоления цифрового неравенства и реализации новой эффективной модели использования цифровых технологий в школе и колледжах срочно нужно не менее 50 млрд руб. с последующим финансированием в 150 млрд руб. в год.
В проекте поправок к Конституции России говорится: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей». В условиях пандемии проверяется, как соотносятся наши декларации и действия.
Образцы
Не установлена единая форма заявления на дистанционное обучение в школе, образовательные организации составляют бланки самостоятельно или просят написать документ родителей в свободной форме.
Директору МБОУ СОШ №_________
_____________________________
(Ф.И.О. директора)
от____________________________,
(Ф.И.О. родителя, законного представителя)
проживающей(-его) по адресу:
____________________________
тел.:__________________________
Заявление
Довожу до вашего сведения, что мною ___________________________________________________
Ф.И.О. родителя (законного представителя)
выбрана форма дистанционного обучения для моего сына (дочери)__________________________
_______________________________________ученика(цы)__________класса
с_________по_________2020 г.
Гарантирую создание условий для обучения ребенка в дистанционном режиме и выполнение заданий, назначенных учителем.
Ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время дистанционного обучения беру на себя.
«___»________20__г.
________/_____________
подпись/расшифровка подписи
Пример заполнения документа:
Директору МБОУ СОШ № 1
Строгому А.А.
(Ф.И.О. директора)
от Ивановой И.И.,
(Ф.И.О. родителя, законного представителя)
проживающей(-его) по адресу:
Санкт-Петербург, ул. Московская, 1, кв. 2
тел.: 8(911) 111-22-33
Заявление
Довожу до вашего сведения, что мною _________Ивановой Инессой Ивановной______________
Ф.И.О. родителя (законного представителя)
выбрана форма дистанционного обучения для моего сына (дочери)__Иванова Игоря Игоревича
ученика(цы)_4 А класса
со 2 апреля по 12 апреля 2020 г.
Гарантирую создание условий для обучения ребенка в дистанционном режиме и выполнение заданий, назначенных учителем.
Ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время дистанционного обучения беру на себя.
«30»марта 2020г.
________/Иванова И.И.
подпись/расшифровка подписи
Допускается в документе указать причину, по которой вы просите перевести на удаленный образовательный процесс, и не указывать конечную дату, до которой школьник остается на удаленке:
Директору МБОУ СОШ №_________
_____________________________
(Ф.И.О. директора)
от____________________________,
(Ф.И.О. родителя, законного представителя)
проживающей(-его) по адресу:
____________________________
тел.:__________________________
Заявление
Прошу перевести моего(ю) сына (дочь),
(Ф.И.О. ребенка)
ученика(цу) ________ класса, на дистанционное обучение с ____________________ в связи с опасностью распространения коронавируса.
Обязуюсь обеспечить ребенку выход в интернет и контроль за выполнением заданий.
Ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время дистанционного обучения беру на себя.
«___»________20__г.
________/_____________
подпись/расшифровка подписи
Ряд школ предлагает родителям к заполнению такую бумагу, где просят после возвращения в стены школы принести справку от медиков о том, что ученик здоров:
Директору МБОУ СОШ №_________
_____________________________
(Ф.И.О. директора)
от____________________________,
(Ф.И.О. родителя, законного представителя)
проживающей(-его) по адресу:
____________________________
тел.:__________________________
Заявление
Прошу организовать обучение моего сына (дочери): ______________________________________________________________ в период с ______________ по ______________ в дистанционной форме. Ответственность за жизнь и здоровье, а также обеспечение прохождения программы беру на себя. Гарантирую создание условия для обучения ребенка в дистанционном режиме и выполнение им заданий, назначенных учителем.
При возвращении на классно-урочную систему обязуюсь предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка.
«___»________20__г.
________/_____________
подпись/расшифровка подписи
Цифровое неравенство
В нашей стране далеко не у всех детей имеется техническая возможность учиться дистанционно. Так, например, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов обратился к жителям города с просьбой помочь компьютерной техникой малообеспеченным семьям и школьникам, у которых нет собственных планшетов и ноутбуков. Таких, по словам губернатора, в городе насчитывается почти 17 тысяч.
Губернатор Московской области Андрей Воробьев заявил, что учащиеся подмосковных школ, у кого нет компьютеров, смогут получить их на время карантина, обратившись к своим педагогам и директорам. Родители должны для этого написать заявление и получить необходимое оборудование под расписку.
Если даже в таких субъектах РФ, как Санкт-Петербург и Московская область, обладающих развитой инфраструктурой и большим промышленным, научно-техническим и культурным потенциалом, возникают сложности, что уже говорить о не самых богатых регионах страны.
Очевидно, что все оказались по-разному подготовлены к переходу на онлайн-обучение. Скажем, школы в Сингапуре, Москве или Нью-Йорке уже несколько лет используют цифровые системы управления учебным процессом и коммуникации с детьми и родителями. При переходе к дистанционному формату учителя и школьники используют не только отсканированные страницы обычных учебников, но и интерактивные задачники, целые цифровые среды для самообразования.
Но во многих субъектах РФ дела обстоят не так радужно. Минпросвещения и Рособрнадзор недавно сообщили о запуске проекта «Школа равных возможностей». Самое время в рамках этого проекта оказать помощь регионам, школам, учителям и семьям, чтобы не допустить преобразования цифрового неравенства в неравенство образовательных результатов.
Обучение в удаленном режиме. Решит ли оно проблемы успеваемости или создаст новые?
При существующем режиме Минпросвещение решило ввести дистанционное обучение. Но как организовать такую систему, не знают даже в школах. Считают, что молодые учителя быстрее адаптируются в новой обстановке. Однако и они не представляют, как будет проходить учебный процесс.
Ученый комитет предлагает воспользоваться государственно платформой РЭШ или частным сервером (например, ЯКласс). Но большинство педагогов против данной системы, так как считают данные ресурсы не наилучшим образом проработанные.
Помимо неудобства представленных программ, предполагается большая нагрузка. Большинство платформ не справится с поставленной миссией, когда удаленно начнут заниматься миллионы учеников.
Кроме представленных проблем, предусматриваются и другие трудности, о которых рассказала Анна Маркс – руководитель Института прогрессивного образования:
*Территория России состоит не только из городов. Существует много сельских регионов, жители которых далеко не все могут похвастать наличием компьютера. А если такая техника и существует в доме, то хороший интернет возможен лишь в школах.
* Школьники младших классов не в совершенстве владеют компьютерной грамотностью. А значит, образовательный процесс будет на низком уровне.
*Удаленное образование требует других методик. Сразу перейти в режим онлайн получится не у всех учителей.
*Для старшеклассников, особенно выпускников, тяжелым испытанием окажется подготовка к экзаменам.
Таким образом, введение карантина принесло много проблем. Чиновники Министерства просвещения озадачены в последующих действиях. С одной стороны учебные недели должны быть пройдены. Стало быть, обучение нужно продолжить. Учебный год следует закончить как минимум до конца мая. В противном случае 2 миллиона выпускников не пройдут ОГЭ и ЕГЭ и не поступят в высшие и технические образовательные учреждения.
С другой стороны, если отменить карантин, то дни, проведенные ранее в самоизоляции, станут бессмысленными.
Будем ли мы учиться летом
С возникновением серьезной угрозы заражения коронавирусной инфекцией жизнь школьников изменилась. После весенних каникул они отдыхали еще неделю, а затем приступили к дистанционному обучению. Сначала было объявлено, что такой режим введен на неделю, а затем сроки продлили. До сих пор не понятно, смогут ли школьники вернуться в классы в этой четверти, а также будут ли дети учиться летом из-за коронавируса в 2020 году. Пока точной информации относительно этого нет. Срок карантина продлили до 30 апреля. Далее будут смотреть по обстоятельствам.
Заместитель министра просвещения Дмитрий Глушко заявил, что, вероятнее всего, единого решения вынесено не будет. Многое зависит от численности школ, от эпидемиологической обстановки в регионах. В отдаленных областях, где мало заболевших, и при этом школы маленькие, не многочисленные, возможно возобновление очного обучения даже в этом году. В других регионах все гораздо сложнее. Школы, скорее всего, будут закрыты до конца мая.
При этом многих школьников волнует вопрос возможного сокращения летних каникул. На заседании в Государственной Думе было предложено объявить окончание учебы досрочно, а затем возобновить его в июне или в августе. Но эту инициативу в Министерстве просвещения не поддержали. Глава ведомства заявил, что пока дистанционное обучение идет успешно. В ближайшее время планируется запустить он-лайн уроки для учеников среднего старшего звена по телевизору. Современные технологии позволяют получать знания дистанционно. Нет необходимости закрывать школы на май, а затем доучиваться в июне. С точки зрения безопасности это тоже почти ничего не даст. Нет гарантий, что пандемии в начале лета уже не будет.